71,29 ↑ 100 JPY
11,39 ↑ 10 CNY
73,97 ↑ USD
66,85 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
-17° ветер 4 м/c
EN
19 января
Вторник

Общество

СРО "ЖКХ-Групп" обещает сделать прозрачным рынок коммунальных услуг в Приморье

Фото: РИА "ЕНВ"
СРО "ЖКХ-Групп" обещает сделать прозрачным рынок коммунальных услуг в Приморье

Пять владивостокских УК войдут в состав филиала единственной в ДФО саморегулируемой организации в сфере управления недвижимостью

Ряд управляющих компаний Владивостока объединились в рамках создания в Приморье филиала СРО "ЖКХ-Групп". Генеральный директор первой и единственной пока на Дальнем Востоке саморегулируемой организации в сфере управления недвижимостью, член Совета "Национального объединения саморегулируемых организаций, управляющих недвижимостью" Борис Гладких рассказал корр. "Управдом" о том, как сделать прозрачным рынок коммунальных услуг, а также обозначил планы и задачи вновь образованного филиала своей компании.

Справка:

СРО НП "ЖКХ-Групп" зарегистрировано 22 июля 2008 года. Действует в пяти субъектах ДФО: Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), ЕАО, Сахалинская область, Приморский край. В ближайшее время планирует открыть подразделения в Магаданской области и Камчатском крае.

Будущее - за УК, вступившими в СРО

- Борис Михайлович, какие компании войдут в состав местного филиала и по какому принципу вы их отбирали?

- Мы никого не приглашали специально. Управляющая компания Первореченского района сама к нам обратилась и инициировала своих коллег - УК Советского, Ленинского районов, УК 71-го микрорайона и НП "Трудовое". Это правильно, что нам никого не пришлось уговаривать, компании сделали этот шаг продуманно и осознанно.

Мы не будем делать себе рекламу и приглашать вступить в СРО остальные компании города и края. Будущее - за теми УК, которые вступили в СРО. Остальные пусть думают!

- Вы все-таки представители Хабаровска, почему владивостокские УК не могли объединиться в Приморское СРО?

- Это можно было бы сделать, но для создания СРО нужно не менее ста членов. Конечно, в вашем крае можно найти столько УК, но вопрос в том, сколько их останется, когда перед ними встанет необходимость жестко выполнять все требования законодательства?

Второй момент: если мы создаемся только в рамках одного субъекта, рано или поздно приходим к тому, что даем слабину в отношениях с соответствующими структурами на уровне города и края. В этом случае паритетного диалога не будет. Охватывая территорию нескольких субъектов, мы уходим от аффеллированности к кому бы то ни было.

И, наконец, если уж у нас есть Национальное объединение, то это просто "дело чести" и "спортивный интерес" - показать себя с лучшей стороны, оказаться в лидерах, как по территориальному присутствию, так и по количеству членов. Так, на сегодняшний день, СРО "ЖКХ-Групп" - единственная СРО в сфере ЖКХ на Дальнем Востоке.

- Многие собственники уверены, что за "счастье" их УК вступить в СРО они сами и заплатят…

- Это не так. Жильцы ни за кого платить не будут. Сегодня все УК, вступающие в СРО, платят членские взносы из собственных средств (вознаграждения, получаемого компаниями за оказанные услуги управления многоквартирными домами).

- Так чем все-таки УК, которая является членом СРО, отличается от той, которая таковой не является?

- Приведу простой пример. Предположим, есть управляющая компания "Рога и копыта" и компания "Копыта и рога". Условия создания и той и другой – уставной капитал в 10 тысяч рублей. И в той и в другой есть симпатичный, коммуникабельный сотрудник, который искренне заверяет жильцов в своей компетентности и честности. Но как определить, какая из этих компаний добросовестная? Сегодня любой может зарегистрировать ООО, купить две банки краски, прийти, покрасить вам подъезд и на собрании заявить: "Смотрите, вам 10 лет никто ничего не делал, а мы подъезд отремонтировали! Голосуйте за нас, мы – ваша УК!".

Но опасность как раз в том, что, когда такие конторы с уставным капиталом в 10 тысяч рублей приходят в управление жилфондом, то получают доступ к сотням тысяч рублей, которые платят им собственники. Ответственность вырастает в разы, но могут ли "Копыта и рога" покрыть такую ответственность? С чего? Сколько лет им надо работать, чтобы погасить ущерб, который, вполне возможно, нанесет в рамках предоставления услуг? А ущерб может быть различным и фактически он ограничивается стоимостью всего многоквартирного дома…

Члены СРО - друг за друга отвечают

УК - члена СРО в таком случае страхуют партнеры. Во-первых, обязательным условием для наших членов является страхование гражданской ответственности. А во-вторых, у нас существует компенсационный фонд (взнос каждого члена минимум 50 тысяч рублей). И если кто-то из наших УК оказал некачественную услугу, а собственных средств компании на покрытие ущерба недостаточно, мы выделим средства из Фонда. Эти средства член СРО обязан вернуть в течение двух месяцев. Где он их возьмет, нас уже не касается, но если захочет дальше работать – выйдет из положения. В противном случае мы его исключим из СРО, а расходы поровну покроют остальные члены. Ясно, что в таком случае вход на рынок этой компании будет заказан. Об этом позаботятся те, кто один раз расплатился за недобросовестного "партнера".

Собственники должны понимать: с УК - члена СРО они могут потребовать возмещение ущерба, потребовать качественного исполнения обязательств. Если даже их управляющая организация окажется недобросовестной - им будет с кого спрашивать. А с обычной УК взятки могут оказаться гладки…

- То есть вы объединяетесь, чтобы поддерживать друг друга?

- Не только ради этого. В рамках СРО действуют стандарты, которые мы разрабатываем и утверждаем совместно с представителями Госдумы, общественных организаций и научных объединений, а также совместно с "Национальным объединением саморегулируемых организаций, управляющих недвижимостью". Мы разрабатываем "правила игры", с которыми согласились не две-три компании, а руководители сотен УК, представители власти, бизнес-сообщества, и, конечно сами собственники.

- Эти стандарты будут едиными для всей страны или только для членов СРО, входящих в состав "Национального объединения…"?

- Я думаю, как только законопроект о СРО управляющих недвижимостью пройдет первое чтение, мы приступим к доработке стандартов и в следующем году увидим единые требования для управляющих компаний - членов СРО всей России. Эти требования должны только конкретизировать и уточнить нормы действующего законодательства, поскольку на сегодняшний день в них есть разногласия.

Но, кроме того, каждая СРО может выдвигать дополнительные требования к своим членам. И, конечно сами члены могут повышать уровень своей работы. То есть представители УК могут сказать, что они сегодня работают лучше, чем прописано в требованиях, и хотят, чтобы и остальные равнялись на них.

СРО выгодно и собственникам

- С нормативно-правовой базой и работой с УК понятно, но непосредственно с жильцами вы взаимодействуете? Каким образом выстраиваете с ними отношения?

- Рядовой собственник не всегда понимает необходимость создания СРО, важность процессов разработки единых стандартов работы. Поэтому, я думаю, нужен орган, представляющий интересы собственников жилья, который сможет выстраивать паритетные отношения с саморегулируемыми организациями. Мы за то, чтобы жители сами создавали ассоциации собственников жилья. Более того, активно работаем с теми, что уже созданы.

Вся наша работа направлена на повышения качества жилищных услуг, на то, чтобы сделать рынок более прозрачным. Мы напрямую заинтересованы в том, чтобы свою выгоду от сотрудничества с нами имели не только УК, но и собственники.

- Есть конкретные идеи, как это можно сделать?

- К сожалению, сегодня и муниципалитетом, и на уровне высшей власти очень мало внимания уделяется вопросам просвещения собственника в области ЖКХ. Нет ни соответствующих программ, ни литературы. Есть только узкоспециальные курсы и журналы, на которые ходят и которые читают только сами специалисты этой сферы.

Жильцы сегодня не знают, какие услуги и на каком основании им должны предоставлять, а какие нет. Например, приходя в магазин, мы знаем критерии качества того или иного товара. И требуем с продавца продукт, им соответствующий. Продавец и производитель в свою очередь понимают, что вы можете с них потребовать, и работают над качеством продукта и услуги.

Сегодня недобросовестная УК думает, что раз собственник неграмотен, нет смысла улучшать качество своих услуг. Ведь претензий и так нет! Компании добросовестные все равно будут работать качественно, однако они будут страдать от того, что триста раз сделали для собственника "хорошо", а он об этом даже не узнал…

Если мы создадим свое информационное поле, то не только собственники, но и любая контролирующая структура - власти, жилищная инспекция и т.д. - смогут увидеть нашу позицию, проследить за нашей работой.

- Вы как-то решаете проблему информированности населения?

- Мы работаем в этом направлении. Так, у нас есть единая база данных на сайте, где мы размещаем всю информацию по домам и где она доступна любому собственнику. Наша задача - через год так наполнить сайт, чтобы каждый гражданин мог получить максимум информации: о последних изменениях в законодательстве, о том, какие услуги и за какие деньги ему оказываются, куда тратятся эти деньги. А если человеку что-то не понятно, у него должна быть возможность задать вопрос напрямую директору своей УК.

Здесь в пример хочу привести управляющую компанию Первореченского района, это одна из немногих УК, у директора которой есть свой блог. Это говорит о том, что эта компания не только современная, но и открытая.

Главная задача в Приморье – добиться понимания с властью

- Какие проблемы в сфере ЖКХ Приморья и Владивостока являются, на ваш взгляд, самыми актуальными? Чем вы займетесь здесь в первую очередь?

- Один из немаловажных вопросов - это отношения с администрацией города. И проблема даже не в том, что есть конфликты. Проблема в отсутствии понимания. Наша задача сделать так, чтобы мы, наконец, заговорили на одном языке. Мы не ушли еще от той формы, когда власть вмешивается в работу хозяйствующих субъектов. А ведь сейчас другое время, есть частный бизнес, с которым нужно договариваться, но отдельные представители власти считают, что до сих пор можно приказать, обязать и заставить. А когда видят, что УК не подчиняются, пытаются устанавливать свои правила. Они забывают, что у нас основной клиент - это ни администрация города, ни государственные органы власти. Наш заказчик – собственник, которым может быть и государство, и обычный гражданин, и юридическое лицо. И все они должны находиться в равных условиях.

Второй вопрос в том, что не все сегодня правильно понимают законодательство, в том числе и представители надзорных органов. Мы хотим, чтобы разночтений в этом плане не было, и законы все понимали так, как они сформулированы, а не так, как удобно.

В-третьих, мы займемся тем, чтобы каждая компания, выразившая желание стать нашим членом, довела до определенного уровня состояние внутренних документов, чтобы можно было избежать различных несогласованностей. Их договоры управления, договоры с коммунальными организациями требуют переработки.

Хотелось бы отметить, что мы уже начали налаживать отношения с местной властью в лице администрации Приморского края. Хорошие отношения у нас сложились с Департаментом ЖКХ, совместно с которым мы неоднократно бесплатно обучали специалистов муниципальных образований. В Приморье нам также нужно довести до определенного уровня знания специалистов, работающих в УК. Руководители переполнены информацией, а исполнители до их уровня не дотягивают.

- Какие задачи в рамках своей деятельности вам удалось решить в других субъектах?

- По всему Дальнему Востоку мы наладили отношения с коммунальными организациями, в результате чего многие УК ушли от угрозы банкротства.

Также нам удалось для многих компаний сделать объективный четкий договор управления, по которому уже невозможно просто так забрать дом у управляющей организации, то есть мы защитили своих членов от рейдерства.

На федеральном уровне мы также решили ряд проблем, таких как перечень работ и услуг управляющей организации. На самом деле одна из главных проблем заключается в том, что сегодня нет конкретных требований к обслуживанию многоквартирного дома. Нужно четко сформулировать на уровне законодательства, какие услуги собственник должен заказать обязательно при заключении договора управления. Как только закон о СРО будет готов, мы займемся доработкой нормативно-правовых актов по этому вопросу.


Наверх