58,42 ↓ 100 JPY
90,87 ↓ 10 CNY
62,52 ↓ USD
54,09 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+15° ветер 1 м/c
EN
26 июня
Среда

Общество

"День палтуса" вовсе не рыбный

Комедия филе-о-фиш московского режиссера Романа Самгина порадовала владивостокских зрителей искрометным юмором и звездным составом труппы

Сергей Норов
Несмотря на то, что действо пьесы разворачивалось в солнечной Австралии, в спектакле отчетливо просматривался российский менталитет. У молодой и красивой женщины (актриса Юлия Меньшова) любимого мужа надолго отправили в места не столь отдаленные. Чтобы выжить в этой нелегкой жизни, красавица обзаводится сразу двумя любовниками (мужчинами женатыми) и вытягивает из них по крохам средства для существования. Вот и принесенной рыбой - палтусом - тоже не побрезговала.
Что касается мужчин, доставшихся главной героине в любовники, на деле они оказываются беспомощными, инфантильными и вовсе неперспективными для продолжения эротически-коммерческих отношений с главной героиней. К тому же они не прочь сходить налево и с приехавшей к ней в гости подружкой (актриса Елена Проклова). Но и это еще не все: оба самца-негодяя оказались к тому же жалкими подкаблучниками у своих жен.
Финал спектакля заканчивается хеппи-эндом: блудливые мужья возвращаются под крылышки своих жен-наседок, а к главной героине возвращается ее буйный любимый муженек-уголовник. Эта трогательная история была написана англичанами Джоном Чепменом и Дэйвом Фрименом. На российскую театральную сцену ее перенес московский режиссер Роман Самгин. По его словам, спектакль "День палтуса" нынче очень востребован. В Москве он идет с аншлагом два раза в месяц в Театре на Таганке и в Театре киноактеров. Только в октябре этот спектакль был показан в шестнадцати городах России.
Признаться честно, первая часть пьесы протекала вяло: зрители зевали и периодически ходили подкрепляться в буфет. Во время антракта солидные дамы, поклонницы творчества заслуженной артистки РСФСР Елены Прокловой, активно высказывали друг другу свое разочарование игрой актрисы. Долгие годы зрители считали Проклову прекрасной талантливой мелодраматической актрисой советского кинематографа, хотя мало кому известно, что Елена довольно долгий срок проработала на сцене МХАТа и имеет большой театральный опыт. Впрочем, его она блистательно продемонстрировала во второй части спектакля: мужчины не сводили глаз с очаровательной медсестры в мини-халатике и вспоминали образы, созданные актрисой в фильмах "Единственная" (с участием Владимира Высоцкого и Валерия Золотухина) и "Будьте моим мужем" (с участием Андрея Миронова). Вообще Прокловой нужно отдать должное - в свои 54 года она выглядит на двадцать лет моложе.
Исполнительница главной роли актриса Юлия Меньшова, несмотря на свое недавнее телевизионное прошлое, театрального мастерства тоже не растеряла, работая в многочисленных ток-шоу. Внимание зрителя приковывали не только ее аппетитные ноги от ушей, но и необыкновенная мимика, которой она блистала в спектакле, как никто другой из актеров. Эта актриса действительно "вела" спектакль, придавала ему особый ритм и настроение. Вот она с бутылкой водки канючит у любовника деньги на вторую поллитровку, вот она лукаво прикидывается медсестрой на глазах у облапошенной жены своего второго бойфренда... Перед умной и находчивой героиней Меньшовой любая жена выглядит полной дурой.
Вторая часть спектакля превратилась в столь искрометный фарс, что зритель поневоле стал ощущать себя словно в дурдоме.
- Это просто палата №6, - перешептывались рядом сидящие, - да, и все мы в жизни бываем такими же абсурдными и смешными, как эти герои. Это вот ты, а это я, - зрители узнавали себя и свое поведение в обыденной жизни.
Особый тон и колорит спектаклю придавал и такой мифический герой действа, как довольно внушительного роста австралийский кенгуру, который то появлялся на сцене, то куда-то исчезал. И все это кенгуру делал тоже придурковато.
- Лучше всех в спектакле играет кенгуру, - заметил в антракте один солидный мужчина. Впрочем, взыскательному зрителю никогда не угодишь...
- О какой-то философии в таком развлекательном жанре, как комедия, говорить неуместно, - признался "Н" во время пресс-конференции режиссер спектакля Роман Самгин, - смысл пьесы скорее трагический, чем комический, но по жанру этот спектакль - все же фарс. Когда я взялся за эту пьесу, то появились мысли, что из любых сложных ситуаций все равно можно достойно выйти. В итоге, когда мы вместе с Юлией Меньшовой придумывали финал, то поняли, что он непременно должен быть светлым, жизнеутверждающим и оптимистичным. В оригинале пьеса заканчивалась тем, что наша героиня осталась одна, потеряв двух любовников, и теперь будет вынуждена искать новых. А нам захотелось, чтобы она стала вести более правильную жизнь, встала на путь истинный. Поэтому мы и вернули ей в финале любимого мужа.
- Интересно было бы узнать, какое место в спектакле занимает образ кенгуру?
- Этот образ у нас родился совершенно случайно, - признается Роман Самгин. - Дело в том, что в спектакле все декорации крутятся. По нашему первоначальному замыслу актрисы, исполнительницы главных ролей, должны были сами поворачивать стенку комнаты, но конструкция оказалась для них настолько тяжелой, что пришлось прибегнуть к хитрости: переодеть монтировщика в костюм кенгуру. Впрочем, он прекрасно вписался в спектакль, поскольку олицетворял собой место действия пьесы - Австралию. К тому же кенгуру отражает дух фарса, не претендующий на реализм образа.
Для заслуженной артистки РСФСР Елены Прокловой комедийный образ ее героини давался непросто.
- Я никогда не играла комедию, - призналась актриса, - мое амплуа, как в театре, так и в кино, - это мелодраматические образы. В период проб и репетиций я не раз звонила по ночам режиссеру и пыталась отказаться от этой роли. Но он видел мой потенциал и продолжал репетиции. Ему долго пришлось меня уговаривать, и тогда я поставила свой ультиматум: если мой муж, мои близкие и друзья выступят в качестве экспертов и одобрят мою игру, то я буду играть эту роль. К счастью, я получила всеобщее одобрение и теперь не жалею, что попробовала поменять свое актерское амплуа.
Справка "Н"
Елена Проклова родилась в Москве в 1953 году. В 1973 году окончила школу-студию МХАТ и с того времени долгие годы с успехом играла в театре МХАТ. В 1985 году удостоена звания заслуженной артистки РСФСР. Свою первую кинороль Елена Проклова сыграла еще будучи тринадцатилетней школьницей - это была Герда в сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева". Первый взрослый большой успех пришел к актрисе в 1975 году, после роли рядовой советской официантки в фильме "Единственная".

- Этот фильм для меня до сих пор остается одним из самых дорогих и любимых, - делится с "Н" Елена Проклова. - Когда я его в очередной раз смотрю, то всегда плачу. Во время работы над картиной я была девятнадцатилетней студенткой-второкурсницей, а играла с такими мэтрами, как Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин. Когда меня потом спрашивали: не боязно ли было играть в таком составе, честно признавалась: нет, поскольку все силы уходили на погружение в образ. Для того, чтобы понять душу молодой, одухотворенной и любящей женщины, режиссер фильма специально водил меня по очагам культуры: музеям, выставкам, в кино и театр. Ведь образ официантки Тани Фешевой настолько многогранен, что приходилось таким вот образом наверстывать свою жизненную неопытность.
- В свое время про молодую начинающую Лену Проклову ходила забавная байка, - делится с "Н" режиссер Роман Самгин. - Однажды во МХАТ на просмотр спектакля о Ленине пожаловал сам генсек СССР Леонид Ильич Брежнев. Елена играла в спектакле секретаршу вождя пролетариата. Красота и игра молодой актрисы настолько заворожили Брежнева, что он встал во время действия и на весь зал громогласно объявил: "Какая симпатичная вот эта девочка-секретарша!". Зал взорвался смехом. Когда спустя годы я спросил у Елены об этом случае, она призналась, что он действительно был в реальности.
Актриса Юлия Меньшова на пресс-конференции призналась, что телевидение, которому она посвятила несколько лет, не приносило ей такой радости, как игра на театральных подмостках.
- Безусловно, в плане зарабатывания денег телевидение гораздо перспективнее театра, - заметила Юлия Меньшова, - но мне хочется реализовать себя еще и как актрису. Опыт в этом плане у меня какой-никакой накоплен - закончив школу-студию МХАТ, я несколько лет работала в театре. На мой взгляд, за несколько последних лет я слишком примелькалась на телевидении, да и чисто по-человечески все эти ток-шоу мне порядком поднадоели, поэтому я и вернулась в театр, чтобы заняться настоящим искусством, - призналась Юлия.
- С Юлей работать всегда приятно, - говорит режиссер Роман Самгин, - актриса умная, с великолепным чувством юмора, она всегда хороша в сотворчестве. Вместе с ней мы сочиняли не только многие шутки в "Дне палтуса", но и придумали сам жизнеутверждающий финал этого спектакля.
Словом, "Палтус" столичной труппы получился с вкусной начинкой и хрустящей корочкой...

Поделиться:

Наверх