Ежедневные Новости
Владивостока
65,81 ↑ USD
75,32 ↓ EUR
94,94 ↑ 10 CNY
21 октября
Воскресенье

Общество

Реабилитация социального подтекста в рамках рыбьего хоррора

"Пираньи": Горячий привет Крейвену и Карпентеру

Егор Лем

год - 2010

страна - США

слоган - "Этим летом 3D покажет свои зубки"

режиссер - Александр Ажа

сценарий - Пит Голдфингер, Джош Столберг

продюсеры - Александр Ажа, Мартин Дж. Бараб, Стив Барнетт

оператор - Джон Р. Леонетти

композитор - Майкл Вандмахер

жанр - ужасы, фантастика, боевик, триллер

бюджет - $24 000 000

сборы в США - $18 272 000

сюжет

20 тысяч подростков курортного городка у озера Виктория готовятся к празднованию ежегодного праздника начала лета. Но ночное землетрясение высвобождает сотни тысяч доисторических пираний прямо накануне торжества. Очаровательная шериф, ее подчиненные-полицейские и доктор Горден Рэйбэнкс решают сделать все, чтобы веселый праздник молодежи в озере не превратился в кровавое пиршество. Но пираньи уже знают ответ, кто победит: молодость или многовековая жажда крови…

Кто не вздрагивал под оскароносную музыку Джона Уильямса, слегка завидев черный плавник над тихой водной гладью? Когда на заре возникновения американского мейнстримовского кинематографа Стивен Спилберг только оттачивал методы запугивания/развлечения толпы, параллельным курсом двигался великий Роджер Корман, предвосхитивший появление блокбастеров гораздо быстрее создателя "Челюстей".

Француз Александр Ажа, выросший на классике 70-х не мог пройти мимо эпической дилогии "Пиранья", структурно отделенной Корманом от социально ответственных ужастиков на тему захвата вселенной муравьями/крабами/пауками и прочими насекомыми и членистоногими от адреналиново чистого развлекалова. Еще бы, именно с помощью маленьких, но очень прожорливых рыбок путевку в большое кино получили Джо Данте и Джеймс Кэмерон. Новые "Пираньи", разбавленные чрезвычайно популярной нынче технологией тридэ, кормятся на кормановском мелководье, попутно доедая идеи социально раскрашенных 50-х. Эх, Кэмерон, Кэмерон...

Тектонический сдвиг плит приводит к тому, что в озеро Виктория вырываются сотни оголодавших за два миллиона лет зубастых пираний. По странному совпадению именно в это время в водоеме проходит ежегодный слет подростков, загадочно именуемый "Мокрые футболки". Ажа, запомнившийся американской аудитории ремейком крейвеновских "У холмов есть глаза" и собственными "Зеркалами" зарекомендовал себя, как прекрасный адаптер бессмертных хоррор-историй голливудского маргиналитета 70-х. Но именно "Пираньи" стали для француза пропускным билетом в знаменитый клуб трех "К" - Карпентер, Крейвен, Каннингем. Мелькающие в кадре молочные железы задорных девах под аккомпанемент щелкающих челюстей кровожадных рыбок только на первый взгляд кажутся очередными американскими горками с красивым спецэффектами. Именно прикрываясь подогреваемой алкогольными напитками и низменными страстями молодежью, Ажа совершает обратную культурную трансгрессию, возвращая в стерильно чистые современные ужастики немного социального бунта и культурного подтекста. Эх, Кэмерон, Кэмерон... Снующие пираньи, пожирающие упругую плоть перезрелых подростков, накачанную побочными материалами, не просто оголодавшие допотопные твари, а нещадный немезис американскому обществу нулевых.

Ажа, уничижительно глумящийся над социумом, добавляя в картину пару красок 80-х в лице Кристофера Ллойда и Элизабет Шу, приводит культ потребления к логическому концу - частичному перевариванию гламура в желудках более сноровистых слоев общества. Подводные съемки Ажа создают саспенс практически из ничего - поднимающиеся к поверхности пузырьки воздуха и недолгое безмолвие синей водной толщи сменяются резким поворотом камеры, выхватывающей кровавые всплески из рваных ран. После фильма многим точно не захочется плавать в пресноводных водоемах, а любая рыба на прилавке будет вызывать острое ощущение страха. Плотно держит режиссер связь и с недавними коллегами по кровавому трэш-хоррор бунту. Отлетающая от катера голова Илая Рота словно подчеркивает мысль Ажа о том, что недавний прорыв всевозможных "Хостелов", "Слизней" и "Крокодилов" был единичной акцией, предсказуемо терпящей провал в среде рафинированного и политкорретного Голливуда. Но француз вовремя сумел обмануть продюсеров, дав зрителю то, на что тот готов смотреть часами, не отрывая глаз - море, солнце и сиськи. Эх, Кэмерон, Кэмерон...

Если отвлечься от злободневных социальных аспектов, Ажа снимает на удивление целомудренную историю взросления и невинности. Главный герой в майке "Pixies", обремененный заботой за младшими членами семьи, мечтает о первом совоку... поцелуе с нравящейся девушкой. Ради этого невзрачный герой готов пойти на всевозможные ухищрения и подвиги, попутно пережив морально разложившихся сверстников. Эх, Кэмерон, Кэмерон... Режиссер неотступно следует неписаным правилам жанра, заложенным еще тридцать лет назад Карпентером - чистая девственная душа справится со всеми внешними факторами, благодаря своей непогрешимости. Мораль проста - лучше сидеть дома и раскладывать на компьютере пасьянс, нежели шляться по пляжам, показывая всем собравшимся чудеса пластической хирургии. Невоздержанность убивает, а вот скромность если и не приведет тебя в рай, то спасет от смерти точно.

Казалось, причем тут Кэмерон и "Аватар"? Посреди царящего макабра и ужаса Ажа удается использовать тридэ настолько радикально и революционно, что становится стыдно за новатора Кэмерона, отказавшегося светиться в эпизодической роли в "Пираньях". Репродуктивные органы героев "Аватара", ставшие темой для обсуждения в постмодернистском сериале "Теория большого взрыва" и стыдливо замаскированные создателем "Терминатора" под хвосты синего населения Пандоры, у лишенного старческого пафоса Ажа бесстыдно всплывают посреди экрана. Это, наверное, главный демотиватор "Аватару" Кэмерона, постыдившемуся вспоминать свое безумное кормановское прошлое. Неужели с возрастом у некоторых чувство юмора пропадает совсем?


Наверх