Ежедневные Новости
Владивостока
65,81 ↑ USD
75,32 ↓ EUR
94,94 ↑ 10 CNY
21 октября
Воскресенье

Общество

В чем правда, брат?

"Призрак": Мир обмана и иллюзий от узника американского правосудия

Егор Лем

год - 2010

страна - Германия, Франция, Великобритания

слоган - "Его работа - твоя биография"

режиссер - Роман Полански

сценарий - Роберт Харрис, Роман Полански

продюсеры - Роберт Бенмусса, Тимоти Баррилл, Кристоф Фиссер

оператор - Павел Эдельман

композитор - Александр Деспла

жанр - триллер, драма, детектив

бюджет - $45 000 000

сборы в США - $15 541 549

сборы в мире - + $33 650 396 = $49 191 945

сюжет

"Призраками пера" зовут в издательском мире "литературных негров". Их жизнь и муки творчества неизвестны никому, но результаты их трудов становятся бестселлерами.

Один из них погибает таинственной смертью как раз накануне сдачи будущего хита продаж, мемуаров бывшего премьер-министра Великобритании Адама Лэнга. Чтобы завершить "труд" политика, издательство нанимает Призрака-профессионала. Но педантичный и обычно успешный Призрак даже не представлял, что задача написать мемуары — из числа смертельно опасных, когда в биографии твоего героя — сплошь и рядом белые пятна, подозрительно напоминающие реальные государственные тайны…

Отмеченный черной меткой тридцатилетней давности, выданной американской системой правосудия, поляк Роман Полански вошел в историю, как первый режиссер, монтировавший сидя в тюрьме отснятый фильм. "Ghost writer" в не особо замеченной в политкорректности России вышел под названием "Призрак", тем самым неосознанно намекнув на судьбу своего создателя. Страна, которая в 90-е зачитывалась бесконечными романами Дарьи Донцовой и Фридриха Незнанского, выходившими в продажу с молниеносными скоростями, хорошо знакома с точным переводом картины и термином "литературный негр".

Прекрасно ориентирующийся в человеческих страхах и паранойе Полански, последнее десятилетие баловавшийся жанровым кинематографом, иногда переключаясь на стопроцентно оскароносные проекты, адаптировал книгу журналиста Томаса Харриса под настоящий детектив. Казалось, что фильмы про мировую закулису и заговоры можно смотреть только под дулом пистолета, ввиду их скучности (из-за крайне запутанных и хитроумных шахматных комбинаций) или глупости (когда американские агенты изобличают свою страну в обмане, попутно укладывая в могилу сотни врагов). Но Полански сумел избежать, как одного, так и другого, создав, наверное, один из лучших своих фильмов.

Высоквалифицированного литературного негра нанимают дописать автобиографию бывшего премьер-министра Великобритании Адама Лэнга. Вся беда в том, что предшественник был убит при загадочных обстоятельствах. То, что Пирс Броснан старательно копирует жесты и мимику Тони Блэра, догадаться нетрудно, ведь задачи предельно завуалировать прототип Лэнга Полански не преследовал. Не стремится поляк разрушать и образ одного из самых неоднозначных политиков Великобритании, вступив в негласную сценарную полемику с прямолинейным Харрисом. Красиво уйдя от благодатной темы заговоров и американского влияния на весь мир, Полански неторопливо и обстоятельно выстраивает свою любимую историю об иллюзорности правды, человеческой паранойе и нелогичности зла.

Герой Эвана Макгрегора, лишенный имени, зарабатывает на жизнь тем, что приукрашивает и отчасти сочиняет истории жизни влиятельных мира сего. Литературный негр не обременен и собственной личностью, впитывая в себя, словно губка, частицы фактов и вымышленных событий более богатых и успешных людей. Неслучайно режиссер для исследований окунается в мутное море политики, места, где биографии со временем становятся тайнами даже для их носителей, обрастая собственной мифологией и общераспространенными штампами, многие из которых вряд ли соответствуют действительности.

Герой Макгрегора в поисках идеальных жизненных ракурсов бывшего премьер-министра для книги, обнаруживает нелицеприятные факты из прошлого Лэнга, постепенно погружаясь в свистопляску с преследованиями и шокирующими открытиями. Польский режиссер, знакомый с кошмарами и манией преследования не понаслышке, затевает со зрителем игру в кошки-мышки, предлагая решить каждому, не сбрендил ли главный герой, пытаясь откопать глубоко спрятанное, или литератор действительно нащупал нити всемирного заговора, потянув за которые можно прийти к главному масонскому ложу. Полански, особенно в раннем периоде творчества, изничтожал правду, как мог. Его герои, сбрасывая темные очки, с ужасом понимали, что лучше снова вернуться к социальному компромиссу, чем реально посмотреть и оценить настоящее положение вещей. Или в параноидальных припадках резали ножами непрошенных гостей, существуя при этом в выдуманных мирах, чтобы не дай бог объяснить самим себе корни собственной мизантропии и боязни людей.

В "Призраке" главный обман у поляка четко рифмуется с телевидением. Именно оно идет рука об руку с политикой, создавая фальшивые и обманчивые образы телезвезд, на короткий миг оживляя мертвые человеческие отношения и предоставляя властным деятелям поле для манипулирования человеческими массами. Главная метафора о невозможности и ненужности существования сермяжной правды в плотном поле обмана у Полански хорошо прорисовывается в сцене уборки мусора. В то время как рабочий пытается собрать в корзину листву, ветер каждый раз разносит ее в разные стороны. Раз за разом, пока это не надоедает трудолюбивой прислуге, и человек бросает тщетные усилия. Индивид у Полански живет в лживом мире, и тщетная попытка соединить факты в неразрывную логическую цепочку зачастую оборачивается рассеиванием или летальным исходом. Весь вопрос, удастся ли найти человеку компромисс между своей сущностью и желанием знать то, что не будет давать спокойно спать по ночам.

Полански не даст ответов, да и знает ли он их? Скрывающий собственное прошлое, не дающее спокойно жить режиссеру, Роман Полански конструирует очередной обман. Вчитываясь в мелкие машинописные строчки, камера подхватывает витающую в воздухе паранойю, а ветер нещадно разбрасывает по тротуару то, что еще минуту назад было ответами на все вопросы. Или очередным изощренным вымыслом какого-нибудь Дэна Брауна.


Наверх