72,88 ↓ 100 JPY
11,41 ↓ 10 CNY
76,44 ↓ USD
67,67 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+13° ветер 3 м/c
EN
27 октября
Вторник

Общество

Работа ФЗ № 185 во Владивостоке: пан или пропал?

Фото: Константин Пинаев
Три года «жизни по закону» выявили слабые места в его реализации

Три года "жизни по закону" выявили слабые места в его реализации

Федеральный закон №185 имеет самые противоречивые оценки и отзывы от тех, для кого он и был принят – простых жителей. С одной стороны, возможность отремонтировать свой дом за сравнительно небольшую по нынешним временам сумму манит, как магнит. С другой - недостаточная прозрачность процедуры выбора того или иного дома, да и сама реализация программы вызывают серьезные опасения. Управдом постарался разобраться в этой далеко непростой и местами запутанной ситуации.

"А все начиналось так красиво и легко…"

Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" был принят и одобрен ровно три года назад. Идея предоставления финансовой поддержки субъектам и муниципальным образованиям для проведения ими капитального ремонта многоквартирных домов вселяла огромные надежды. И уже в 2009 году для 98 попавших в программу домов Владивостоку было выделено 280 миллионов рублей. Согласитесь, неплохое начало?

К текущему году количество "счастливчиков" увеличилось практически вдвое. А предусмотренная на ремонт сумма составила ни много ни мало - 945 миллионов. И планы на них самые обнадеживающие – замена систем электро- и водоснабжения, отопления и канализации, установка лифтов, реконструкция фасадов и крыш. Таким образом, исходя из всех озвученных официальных данных становится ясно, что принятое положение стало настоящим спасением для полуразрушенного жилого фонда. Так что же могло пойти не так?

Учим "матчасть"

Попробуем понять. Последовательность шагов для участия в программе четко определяется действующим законодательством. Во-первых, в отношении дома должна быть выбрана форма управления. Во-вторых, на общем собрании собственников 2/3 голосов необходимо принять решение в том, что данный многоквартирный дом остро нуждается в капитальном ремонте. И, наконец, все проголосовавшие должны быть готовы оплатить не менее 5% от общей суммы, требуемой для приведения дома в порядок.

После нахождения консенсуса собственники передают эстафету жилищным организациям. Специалисты определяют необходимые виды ремонтов и составляют смету затрат на каждый из них. Их участие в этом процессе не прихоть, а необходимость. Ведь документация должна составляться с учетом всех расходов на материалы и оплату подрядчиков. Однако, привлекая к делу сотрудников жилищных организаций, собственникам не стоит отдаляться от процесса. Именно с ними должно идти согласование всех расчетов.

Когда все детали улажены, документы отправляются в местный муниципалитет. В нем формируют муниципальную адресную программу капитального ремонта и отсылают ее в краевую администрацию. А уже на основании этих программ и оформляется заявка в сам Фонд.

Кому и, главное, сколько отдавать

Распределение федеральных денег среди участников программы осуществляется главой города. Когда отведенная каждому дому сумма определена, им высылается извещение о принятом решении с указанием объема средств на проведение капитально ремонта. Однако перечисление их на банковский счет возможно лишь после предоставления уже известного пакета документов, только на этот раз включающего в себя еще и уведомление об открытие счета.

На этом утомительное ожидание подходит к концу, уступая место организации работ, ведущих к долгожданному обновлению дома. Представители управляющих компаний и ТСЖ совестно с собственниками жилья (в каждом доме должна быть создана специальная комиссия из пяти человек, имеющая в своем составе представителя администрации города) выбирают подрядные организации. Главной трудностью в процессе поиска становится соответствие подрядчика наиболее значимым критериям. Среди них отсутствие невыполненных или просроченных обязательств, наличие необходимых лицензий и допусков, положительные отзывы предыдущих заказчиков и многое другое. И только по окончании этой процедуры возможно начало того, ради чего все и затевалось, - капитального ремонта.

А люди все ропщут

Казалось бы, схема отработана и действует. Что же вызывает всеобщее недовольство?

"Кровля, стояки, отопление и электроснабжение нашего дома находятся в ужасающе аварийном состоянии, - возмущается собственник дома по Ильичева, 28 Анатолий Константинович. – И это далеко не субъективное мнение, а результаты проведенной экспертизы. За те деньги, что постоянно приходится тратить на устранение аварий, уже можно было бы провести капитальный ремонт. Но это не особенно помогает – дому грозит практически полное разрушение. Естественно, подобный исход нас не устраивает. А потому сейчас всеми силами мы стараемся добиться правды. Как уже можно было понять, в третий транш 2010 года мы не попали. Хочу сразу отметить, что весь пакет документов был собран и подан точно в срок. Но из всех инстанций, куда мы обращались за ответом, приходили лишь формальные отписки. В них фигурировали три претендующие на значимость причины: более 480 заявок было подано на рассмотрение, в этот раз была очередь из не попавших во второй транш домов и документы для участия были присланы нами слишком поздно. Позвольте, что же из этого считать официальной причиной?! На мой взгляд, конкурс проводится по "принципу лотереи", где выигрыш определяется на усмотрение чиновников. А то, что критерии отбора никому не известны, играет им на руку".

В неведении остаются и управляющие компании – помощники и прямые посредники между собственниками и администрацией.

"За все время действия программы нами было подано пятьдесят девять заявок, - комментирует заместитель генерального директора по техническим вопросам ООО "Управляющая компания Первореченского района" Ольга Топчиева. – Из них по первому траншу прошло восемь домов, по второму – пять, в третий удалось "пробиться" шестнадцати. А ведь бумаги на участие начали оформляться еще в 2008 году. Однако по непонятным для нас и жителей причинам многие дома так и не прошли конкурс. Естественно, люди обижены – они видят, что программа работает, и не знают, из-за чего не могут в нее попасть. К сожалению, у нас не существует комиссии, которая была бы вправе четко определить критерии и очередность участия домов в программе. Ведь сегодня неизвестно даже количество домов, имеющих право рассчитывать на попадание в очередной транш".

Простые истины

Совершенно логично, что программа капитального ремонта имеет свои лимиты, которые и ограничивают включение в нее всех поступающих заявок. К сожалению, на вопросы, каковы они и что же все-таки определяет прохождение дома в программу, Управдом так и не смог получить ответов от управления содержания жилищного фонда. Своими силами нам удалось выяснить, что во время конкурса преимущество, конечно же, отдается тем домам, в отношении которых проведены все необходимые вычисления, а собираемость жилищно-коммунальных платежей составляет 95%. Иначе говоря, необходим весь пакет требуемых документов и отсутствие долгов.

Капитальный ремонт разделяется на выборочный и комплексный. Так, первый опирается на техническое состояние отдельных конструкций и инженерных систем и подразумевает полную или частичную их замену. Второй же возможен при 45-50% износе всех конструкций и элементов жилого дома. Таким образом, в идеале, одними из главнейших критериев при отборе дома-кандидата должны стать – "возраст" дома, степень его износа и давность прежнего капитального ремонта.

Обратившись к общеизвестной информации, можно выяснить, что средний срок эксплуатации кирпичного дома – сто лет, панельного – не более семидесяти, всех инженерных коммуникации и того меньше – двадцать пять. Не стоит забывать и про особенности морского климата, влияющие на данные цифры. На основании подобных нехитрых расчетов становится ясно, что при еще возможной службе самого здания, коммуникации требуют безотлагательной реконструкции. Следовательно, у домов шестидесятых-семидесятых годов постройки шансы на участи в программе должны быть одними из самых высоких.

Буква закона

"В городе тысячи домов, и, естественно, нет шансов, что все 100% домов попадут в программу. Это значит, что критерии отбора должны быть определены в любом случае, - объясняет генеральный директор ООО "Тихоокеанская правовая компания" Михаил Левман. – Большинством своих статей Федеральный закон №185 определяет действия субъекта, которые он должен совершить для выделения ему федеральных средств. Лишь в четвертой части пятнадцатой статьи имеются строки, указывающие на необходимость запротоколированного общего решения собственников принять участие в адресной программе. Однако если критериев все же нет, то и отказ без оснований невозможен. Такое решение на законных основаниях может быть оспорено в суде. Собственникам действительно разваливающегося дома необходимо будет предоставить экспертизу, подтверждающую его аварийное состояние".

В самом же управлении содержания жилищного фонда, осуществляющем управление реализацией программы и контролирующем ход ее исполнения, отмечают, что основной причиной непопадания дома в транш являются лишь недочеты в документации.

Поделиться:

Наверх