Киноведы

20 июля 2010, 10:30

Импорт-экспорт духовной субстанции

"Замерзшие души": Интимный разговор, вылившийся в бессодержательный словесный поток

Егор Лем

год - 2008

страна - США, Франция

слоган - "A soul searching comedy"

режиссер - Софи Бартез

сценарий - Софи Бартез

продюсеры - Дэниэл Кэри, Элизабет Джаматти

оператор - Андрий Парех

композитор - Дикон Хинчклифф

жанр - комедия, драма

сборы в США - $905 209

сборы в мире - + $118 207 = $1 023 416

сборы в России - $14 882

Вполне успешный актер Пол испытывает душевные муки от того что жизнь проходит, а свою лучшую роль он так и не сыграл. Из статьи в журнале Нью-Йоркер Пол узнает о существование высокотехнологичной компании, которая обещает облегчить душевные страдания путем глубокого замораживания непосредственно самой души. Не долго сомневаясь, он решает воспользоваться предложением до той поры, пока не найдет для себя лучшую кинороль. Но новейшая технология дала сбой, и вот уже душа героя в распоряжение амбициозной, но совершенно бездарной актрисы. Зато бездушному актеру душевные страдания теперь точно не грозят…

Дебютную картину Софи Бартез "Замерзшие души", засвеченную на Санденсе, вполне можно назвать "Быть Джоном Малковичем" авторского кино. Обязательный атрибут в лице завсегдатая американского арт-хауса Пола Джаматти, рваное повествование, в котором наблюдать за побочными линиями гораздо интереснее, чем за основной, желание влезть в чужую шкуру, складываются в довольно странный результат. Пройдя дорожкой, проторенной в литературе Филипом Диком и Уильямом Гибсоном, а в кинематографе Мишелем Гондри, Чарли Кауфманом и Спайком Джонзи, режиссер раз за разом раскладывает и складывает свой паззл, но так и не добивается однозначного результата, предпочтя упустить из виду важные детали.

Пол Джаматти (кстати, чуть не ставший на экране знаменитым американским визионером от мира фантастики), играющий самого себя, осознает, что еще один показ чеховского "Дяди Вани" на театральных подмостках не пройдет бесследно для его карьеры и дальнейшей жизни, и решает избавиться от ноющей и не дающей спокойно жить души. На горизонте моментально материализовывается фирма, занимающаяся трансплантацией духовной субстанции. Казалось, после выемки из тела ненужного элемента все пойдет на лад, однако…

Бартез, размышляя о составляющих человеческого таланта, сострадания и сопереживания, приходит в своих умозаключениях к простой формуле – без души невозможно существовать интеллектуально развитому человеку. Такая мысль должна определенно льстить категории снобски настроенных зрителей, пришедших в кино для поглощения оптом откровенных истин о них самих. "Замерзшие души", помимо этого упирают на то, что в современном мире не только мысли уже не принадлежит своим обладателям (как это было в "Вечном сиянии чистого разума"), но вполне возможна конвертация душ в новые носители. Тем самым, индивид лишается последнего атрибута, делающего его мир интимным и в меру познавательным для окружающих. Теряется идентификация человека, становящегося похожим на андроида, тщетно пытающегося найти внутри то, чего не стало и, разумеется, безмерно от этого страдающего. В медицине такое явление называют фантомными болями.

Однако бродящие по миру "бездушные" люди, эдакие Данко без сердец, помещаются режиссером в условный мир клише. Мифология "русскости" хоть и отталкивается от самых распространенных на западе баек про медведей и водку, но в итоге впадает в другую крайность – Чехов с ненужными, чересчур "духовными" персонажами, Цой, как предвестник падения бездуховного режима, и заснеженные пейзажи Санкт-Петербурга, перемежающиеся с обшарпанными помещениями и населяющими их людьми, потерявшими все, кроме души. Интеллектуальный западный взгляд на Россию исчерпывается такими же узкими рамками, что и обывательский. Просто матрешку сменяет Достоевский. Схваченная крепко еще одна грань общества, но замусоленная, как томик "Преступления и наказания" или "Войны и мира". Бартез, безусловно, удачно обыгрывает тему человеческой пустоты, но в итоге, что с ней сделать не знает. Во многом, режиссера подводит ставка на основной сюжет о путешествии Джаматти в Россию, в поисках утраченной внутренней сущности с попыткой подстроиться под оригинальность Кауфмана. Поэтому все интересное, на что можно обратить внимание, проходит в сюжете пунктирной линией.

Подсмотренная со стороны, словно через замочную скважину жизнь человека, отдающего часть себя другим до того предела, когда возможен только один выход, вполне могла стать лейтмотивом истории, придав сюжетной неразберихе осмысленность и позволив зрителю почувствовать себя живым и умеющим сострадать. Обходит стороной Бартез и тему "ловца душ", вместилища паззловой субстанции, живого футляра сущности нескольких людей – своеобразных Джонни-мнемоников, перевозящий за рубеж невесомые ткани жизни, по типу кокаиновых курьеров-латиноамериканок, пересекающих границу США в поисках новой судьбы. Проплывает мимо и желание заглянуть внутрь себя, тем самым, познавая суть и приходя в гармонию или, наоборот, отчаянно дисгармонируя с внешним миром.

Интимная беседа в итоге обрывается, так и не успев начаться. А тема импорта-экспорта душ между Америкой, погрязшей в деньгах и богато духовной, но совершенно нищей в экономическом плане России затеняет интересные находки сценария, превращая потенциально классную историю в заурядные упражнения на тему межкультурных отношений и особенностях внутренних миров отдельных личностей. И даже многогранный Джаматти здесь далеко не Джон Малкович. Стойкое впечатление того, что режиссер долго и обстоятельно рассказывал что-то важное, но в итоге запутался и это важное упустил.

Метки: кино

 

Другие новости рубрики

Микеле Плачидо во Владивостоке признался в любви к Михалкову
16 сентября 2011, 14:00
На творческой встрече актёр рассказал о своих пристрастиях в кино и сравнил Приморье с Северной Италией
"Мастер и Маргарита" во Владивостоке 17 лет спустя…
22 апреля 2011, 08:00
Фильм режиссерской версии Юрия Кары будет показан в кинотеатре "Океан"
Беспощадное зеркало нулевых
11 ноября 2010, 08:40
"Социальная сеть": Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть

Последние новости

В Приморском океанариуме поселились перуанские пингвиныВ Приморском океанариуме поселились перуанские пингвины
сегодня, 10:50
Сейчас пингвины проходят обязательный тридцатидневный карантин
День защитника отечества отметили в ПриморьеДень защитника отечества отметили в Приморье
вчера, 18:40
Главные мероприятия прошли в центральной части Владивостока
Товарооборот Приморского края с Японией в 2017 году вырос на 14%Товарооборот Приморского края с Японией в 2017 году вырос на 14%
вчера, 13:10
За прошлый год было подписано более 100 документов о сотрудничестве

От первого лица

Самые популярные

Горячие обсуждения

15.02.2018 15:40
22.02.2018 10:00

Все комментарии

Метки

авто администрация Владивостока Артем бюджет Владивосток выборы ГИБДД Дарькин депутаты детские сады дороги Дума Владивостока ЖКХ интернет кино Китай кризис Луч-Энергия Медведев милиция Приморский край прокуратура Путин Пушкарев Саммит АТЭС-2012 строительство суд убийство УВД футбол

Все метки