Киноведы

29 июня 2010, 10:50

Случайный реквием российским девяностым

"Чужая": Никого не жалко, никого

год - 2010

страна - Россия

режиссер - Антон Борматов

сценарий - Владимир Нестеренко, Сергей Соколюк

продюсеры - Константин Эрнст, Игорь Толстунов

операторы - Дмитрий Кувшинов, Анастасий Михайлов

жанр - драма, криминал

сюжет

1990-е. Бандитский Киев. Бригада из четырех бойцов получает задание доставить из Праги девушку по кличке "Чужая". Она — родная сестра арестованного Бабая, чьи показания могут навредить важным людям.

Успешно воссоздав на федеральном канале гетто современной российской школы руками талантливого документалиста Валерии Гай Германики, телепродюсер Константин Эрнст в очередной раз вступил на зыбкую почву эксперимента по прощупыванию массового сознания, отчасти зомбированного голубым экраном, отчасти туго вплетенного в интернет-пространство. Тема, выбранная медиамагнатом – будни криминальной России начала 90-х, давно уже превратилась в самопародию, плотно удобрив жанровое кино благодатным перегноем.

Картина дебютанта Антона Борматова "Чужая", до этого занимавшегося лишь сериальной продукцией, основана на романе Владимира Нестеренко. Эпатажный Адольфыч, а именно под таким псевдонимом писатель, знакомый с криминалом не понаслышке, понемногу выходит из глухого подполья и добровольной изоляции. Совсем недавно Нестеренко писал адекватные жаргонные русские диалоги к тюремному фильму Жака Одиара "Пророк". И если прошлогодний обладатель Гран-при каннского жюри скрупулезно, с антропологической дотошностью исследовал тему зарождения в четко разлинованной иерархии бандитского мира новой твари, способной сожрать старую разлагающуюся систему, начав с самого уязвимого места, то "Чужая" занимается больше археологическими изысканиями. Их впору называть эксгумацией давно умершего, если бы не условность, вызванная периодичностью берджессовских циклов, повторяющихся и сменяющих друг друга, как времена года.

Бандитский Киев (на его роль можно было выбрать любой другой город новообразовавшейся России) начала 90-х. Бандит по кличке Рашпиль посылает в Чехию четверых бойцов, чтобы любой ценой достать девушку, более известную в криминальном мире, как Чужая. Борматов сразу настраивает свою картину на "оптимистический" лад, первым же кадром прямо указывая на то, что показного надрыва "Бумера" (собственно, "Чужая" и задумывалась Адольфычем, как противовес бусловской ленте) не будет и в помине. Четверо стоят спиной к камере, с шутками выбирая погребальный венок для братвы. И следом еще четверо бедолаг оказываются безжалостно расстрелянными в собственной машине. Никого не жалко, никого или "все мы там будем". Подхватывая бусловский лозунг, "Чужая" не включает оправдательных речей, мол, не мы такие, а жизнь такая. Тем более тут нет жалости к вступившим на тропу войны. Все дело в том, что Нестеренко еще в книге прописал постсоветскую Россию так, что основным населением развалин империи оказались бандиты и солдаты удачи.

Бандюки Адольфыча все как на подбор упыри, отдающие свои жизни без сожаления и раздумий. Речи о том, чтобы соскочить с проклятого пути быть не может. Разваленный и лежащий в руинах совок, бурно заросший чертополохом, отчетливо просматривается за спинами обреченных кусков мяса, а впереди жадно молотят, расщепляя все на атомы, словно мифические Сцилла и Харибда, бандитские жернова. Собственно выхода здесь не просматривается – жизнь, как у мотыльков, сгорающих в пламени разгульной жизни казачков, хлебнувших досыта вольницы. Вся эта нестройная братия символизирует собой лихую Россию эпохи ваучеров, малиновых пиджаков и зарождения новой аристократии. Противостоит им в лице протагонистки "Чужой" Россия новая, временно спрятавшая калаши и ТТ в надежные схроны и облачившаяся в цивильные костюмы. И, по сути, это война неравная с заранее предсказанным финалом, не в пользу первых.

Ласково прозванная Адольфычем сукой редчайшей, устрицей голимой, выедающей внутренности человека для зарождения нового потомства, девушка с холодным расчетом Миледи из "Трех мушкетеров", прокладывает себе из темных закоулков продажной любви и горнил постперестроечного ада путь к новой жизни. От перестрелок и торговли телом к чистым кабинетам и легализованным доходам. Противостоять этой силе невозможно потому, что советское сознание с идеей единства (один из бандитов, посланных за Чужой, Малыш до последнего держится в криминальном мире по правилам Афгана) по законам безжалостного времени уступает место единоличному выживанию – отпечатанному на подкорке жизненному девизу России нулевых: "Умри ты сегодня, а я завтра". Порожденная распутством, вседозволенностью и бескультурьем 90-х, роковая красотка, словно списанная из лучших американских нуаров и вышедшая из темноты советских 80-х, уничтожает прошлое, заменяя его новым циклом теперь уже замкнутого круга.

Борматов, при помощи Нестеренко и Эрнста, приоткрывает, казалось бы, уже наглухо закрытую дверь, бессознательно воспроизводя реквием лихим российским девяностым и рифмуя картину с безжалостными в своей пародийности балабановскими "Жмурками". Особенно хорошо у режиссера удается сделать это в сцене "трудностей перевода". "А как будет по-чешски повидло? Так и будет". Звучит на слух совсем, как падла или быдло. Хотя о мертвых лучше уж никак, чем плохо.

Метки: кино

 

Другие новости рубрики

Микеле Плачидо во Владивостоке признался в любви к Михалкову
16 сентября 2011, 14:00
На творческой встрече актёр рассказал о своих пристрастиях в кино и сравнил Приморье с Северной Италией
"Мастер и Маргарита" во Владивостоке 17 лет спустя…
22 апреля 2011, 08:00
Фильм режиссерской версии Юрия Кары будет показан в кинотеатре "Океан"
Беспощадное зеркало нулевых
11 ноября 2010, 08:40
"Социальная сеть": Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть

Последние новости

Почта России и Приморский центр занятости населения приглашают на ярмарку вакансийПочта России и Приморский центр занятости населения приглашают на ярмарку вакансий
сегодня, 10:30
Мероприятие состоится 21 февраля
Юрий Коломейцев: Выдвижение Путина в качестве самовыдвиженца – ненужный шагЮрий Коломейцев: Выдвижение Путина в качестве самовыдвиженца – ненужный шаг
сегодня, 10:00
Ведущий политолог Дальнего Востока рассказал об особенностях президентской избирательной кампании 2018 года
При крушении самолета в Иране погибли 66 человекПри крушении самолета в Иране погибли 66 человек
вчера, 20:10
Самолет выполнял рейс Тегеран — Ясудж

От первого лица

Самые популярные

Горячие обсуждения

06.02.2018 14:30
07.02.2018 16:10
15.02.2018 15:40

Все комментарии

Метки

авто администрация Владивостока Артем бюджет Владивосток выборы ГИБДД Дарькин депутаты детские сады дороги Дума Владивостока ЖКХ интернет кино Китай кризис Луч-Энергия Медведев милиция Приморский край прокуратура Путин Пушкарев Саммит АТЭС-2012 строительство суд убийство УВД футбол

Все метки