59,55 ↑ 100 JPY
90,90 ↑ 10 CNY
64,43 ↑ USD
54,05 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+8° ветер 3 м/c
EN
20 сентября
Пятница

Общество

Михаил Аркадьев подарит Владивостоку на день рождения Тихоокеанскую сюиту

Патрокл, Парис, Аякс и Золотой Рог впервые прозвучат 9-го июля

Замысел "Тихоокеанской сюиты" связан с рождением и расцветом на берегах Японского моря дальневосточной столицы России — Владивостока. Его юбилею посвящено это сочинение.

"Тихоокеанская сюита" М. Аркадьева — это музыкальное полотно, насыщенное "океаническими" образами: картинами морской стихии и природы. С другой стороны, это обращение к истории. В позапрошлом столетии доблестные офицеры русского флота, которые совершали гидрографическую экспедицию на Дальнем Востоке и давали названия, были знакомы с мифологией Древней Греции.

В этом композитор находит связь современного Владивостока с его полуторавековым прошлым и истории города с прошлым всего человечества.

Названия четырех частей сюиты — это не просто названия бухт Приморья. Три из них — "Патрокл", "Аякс", "Парис" — это имена героев истории древнего мира. Патрокл, Аякс и Парис — античные гомеровские персонажи, участники Троянской войны. Каждый из них отличался смелостью, могучей силой и жизнестойкостью. Идущие не только против воли людей, но и против воли богов, гордые и непреклонные герои оставили свой яркий след в древнегреческой мифологии. "Золотой Рог" — относительно современное название и тоже заимствовано из истории. В 1859 г. генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев-Амурский, обходя на корабле берега залива Петра Великого, обратил особое внимание на хорошо укрытую бухту. Она напоминала Золотой Рог в Стамбуле (залив в проливе Босфор). И генерал-губернатор предложил назвать ее так же, а на берегах бухты приказал основать военный пост, который он же именовал Владивостоком.

Каждая часть сюиты описывает сиюминутное состояние морской стихии, схваченного композитором, и в то же время дает музыкальную характеристику своим одноименным героям. Музыкально-живописная палитра богата оттенками настроения. В потоке звуков — штиль и легкое волнение, шторм и буря, производящая впечатление вселенской катастрофы, здесь слышны десятки нюансов, окрашивающих морские волны от прозрачных, почти бесцветных оттенков до густой черноты.

"Патрокл" — первая часть сюиты — экспозиция всего сочинения. Здесь все — от умиротворенного спокойствия стихии до "Девятого вала" Айвазовского. Совершенно не случайно вспоминается творчество этого великого мастера морского пейзажа, тонко и эмоционально передающего переживания человека перед лицом прекрасной и одновременно безжалостной морской стихии.

"Аякс" — самая драматическая часть произведения. По сути, это воспоминание об истории острова Русский, которая перекликается с судьбой античного героя, погибшего при защите Трои, и в то же время напоминание о временах русско-японской войны начала прошлого века.

"Парис" — лирический центр музыкального полотна, передающий утренний морской пейзаж, полный спокойствия, лазурной нежности и грез. Бухта Парис — самая тихая из бухт. Апофеозом и одновременно торжественной кульминацией всего цикла является заключительная часть "Золотой Рог", где в финале звучит вселенский колокольный звон.

Концерт состоится 9-го июля в Большом зале Приморской краевой филармонии, в 18-30.

Поделиться:

Наверх