Ежедневные Новости
Владивостока
65,31 ↓ USD
75,37 ↑ EUR
94,15 ↓ 10 CNY
23 октября
Вторник

Общество

Нуар на хоррор-колесах

Классический стиль, заплутавший в direct to video

Егор Лем

год - 2009

страна - США

слоган - "Кошмары начинаются там, где кончается шоссе..."

режиссер - Томас Джейн

сценарий - Тэб Мерфи

продюсер - Патрик Айелло, Ашок Амритрадж, Карри О`Рэйли

оператор - Джефф Бойл

композитор - Эрик Льюис

жанр - триллер, детектив

бюджет - $4 000 000

сюжет

Парочка молодоженов, Джина и Ричард, во время ночной поездки через пустыню сбивают мужчину. Подобрав раненого, влюбленные едут за помощью, но очнувшийся пассажир набрасывается на них…

"Территория тьмы" - дебютная режиссерская работа актера Томаса Джейна - классическая картина-обманка. Маркированная жанром ужасов "Территория" поначалу соотносится с "собратьями-страшилками" примерно также, как и "Тупик" Жан-Баптиста Андреа. Прикрывшись внешними узнаваемыми атрибутами и оперируя жанровыми клише "ТТ" в итоге выбирается из узких рамок банального хоррора и на выходе преобразуется в любопытный киноэкземпляр.

Дебют Джейна во многом принадлежит к редкому нынче подвиду кинематографа film-noire, в своем чистом, почти кристаллизованном виде. Классический нуар вымер еще в 50-х, изредка позже мутируя то в пост, то в кибер, то в соц. Дик, герой-неудачник, чей медовый месяц с женой-красоткой приходится на поездку по невадской пустыне из Вегаса в Седону. Джейн, выдавший себе главную роль, старательно копирует элементы киноязыка американского кинематографа первой трети прошлого века вплоть до мельчайших подробностей – серые тени, темные закоулки, плотный сигаретный дым и роковые женщины. Сам актер-режиссер то периодически разражается очередной тирадой про жизненные перипетии, то с глубокомысленным выражением лица задумчиво разглядывает стены гостиницы. Однако если работавший таким же образом в "Городе грехов" Родригес предпочитал жестко стебать классику, при непосредственной помощи Миллера потроша священных американских коров, то Джейн, наоборот, серьезен и верит в то, что большой стиль еще может посоревноваться со своими многочисленными жанровыми постмодернистскими эпигонами.

С самого начала сразу становится понятно, что Дик изначально обречен, уж слишком темна ночь на дворе и слишком таинственна его новобретенная жена. Автомобиль с супругами кажется, несется по ночной автостраде в самое сердце тьмы, а капкан все плотнее сжимается, готовый с минуты на минуту окончательно защелкнуться на шее жертвы. Впрочем, по такому принципу работало большинство нуаров – их герои редко доживали до плашки на экране "The End". Пустыня вокруг Вегаса, как и полагается опасное место и склад трупов, а блондинки обязательно носят в сумочках револьверы. Проскальзывающая в сценарии ирония над американским институтом брака в конечном плане разрастается до размеров знаменитых "одиноких сердец" - эдакий Клайд без Бонни или "похоть убивает".

"Территория тьмы" больше всего похожа на классику жанра "Мертв по прибытии" Рудольфа Матэ с одной оговоркой, что в старом фильме предсказанная и неизбежная смерть была конечна и служила избавлением от жизненных проблем, то у Джейна приобрела характер непрекращающегося опасного водоворота. Именно внутренними, а не внешними страхами в итоге питается атмосфера картины, проецируя в пространство демонов, сидящих в каждом индивиде. Непрестанный бег по острию ножа, иллюзии и галлюцинации раскрашивают картину дополнительными экзистенциальными красками-страхами.

Однако в тот момент, когда режиссер окончательно переключается на нагнетание внешней обстановки посредством внутренних катаклизмов, "Территория" спотыкается, падает, а встать уже не может. Дело в том, что Джейн, известный своими ролями во второсортных боевиках (один из которых, правда, по каким-то необъяснимым причинам получил статус ограниченно культового на 1/6 части суши), все же по привычке скатывается в трэш. Намеки на интеллектуальность грубо подменяются методами устрашения, широко использовавшимися в 80-х: попутчики, маньяки и потрошители.

Джейн в итоге так и мечется весь фильм – то грубо пугает вплоть до физиологического отвращения, привлекая для этого харизматичного Рона Перлмана, переигравшего за свою карьеру не одного маньяка, то тонко намекает на то, что не все так просто каким кажется на первый взгляд, упирая на психоделику в духе того же Лайна и его "Лестницы Иакова". Финальный твист только усиливает впечатление противоборства рационального и подсознательного в голове сценариста. И победа одного из них делу точно не поможет.

Дебют режиссера все же больше относится к подвиду direct to video, но как попытка вполне достоин самых добрых слов. Скрестить на полном серьезе трэш, хоррор и нуар и получить четко выстроенную историю с бесконечным числом вопросов и трактовок по силам далеко не каждому. Ну а Томас Джейн еще научится снимать хорошее структурированное (или наоборот запутанное) кино. Правда, если забудет о тех фильмах, которые принесли ему известность в определенных кругах. Делать такое кино на полном серьезе сейчас не модно и просто неприлично.


Наверх