59.69 ↓ 100 JPY
91.07 ↓ 10 CNY
64.47 ↓ USD
54.71 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+18° ветер 3 м/c
EN
16 сентября
Понедельник

Общество

Огр и Фиона счастливо завершили "зеленую" франшизу. Наконец-то

"Шрек навсегда": Кризис среднего возраста и польза ролевых игр

Егор Лем

год - 2010

страна - США

слоган - "Последняя глава"

режиссер - Майк Митчелл

сценарий - Джош Клауснер и Даррен Лемке

продюсеры - Эндрю Адамсон, Тереза Чэн, Джина Шэй

оператор - Йонг Дук Джун

композитор - Гарри Грегсон-Уильямс

жанр - фэнтези, комедия, приключения, семейный, мультфильм

бюджет - $165 000 000

сборы в США - $71 250 000

сборы в России - $20 000 000

сюжет

Чем бы еще заняться огру, который уже сразился со злым драконом, спас прекрасную принцессу и уберег от беды королевство родственников по линии жены? Что ж, если вы Шрэк, то, сами того не заметив, вы вдруг сядете дома и станете наслаждаться покоем в кругу семьи. Вместо того чтобы как раньше пугать деревенских жителей, теперь Шрэк, хоть и с неохотой, но соглашается оставлять автографы на их вилах. А куда же подевался знаменитый рык этого огра?

Под грузом воспоминаний о днях, когда он чувствовал себя "настоящим огром", Шрэк поддается на уговоры сладкоголосого Румпельштильцхена и заключает с ним договор. Сразу после этого Шрэк оказывается в альтернативной реальности Тридевятого королевства, где все поставлено с ног на голову: на огров здесь охотятся, Румпельштильцхен восседает на троне, а Шрэк и Фиона даже не знакомы. И теперь только сам Шрэк может исправить все, что он натворил, чтобы спасти друзей, восстановить привычный ему порядок вещей и вернуть себе свою единственную Истинную Любовь.

Мультсериал "Шрек" - отличный пример франшизы, которая благополучно портится с каждой серией. Если первая часть встряхнула сказочный жанр и смотрелась как некое откровение, вторая выезжала во многом благодаря озвученному жгучим испанским мачо рыжему коту, то третья не содержала в себе ничего, кроме порядком затасканных шаблонов. "Шрек навсегда", доверенный автору самой, пожалуй, худшей в истории кино туалетно-памперсной комедии с Робом Шнайдером, наглядно показал, что может стать с хорошей историей, если ее будут продолжать снимать на автомате в расчете на приличные кассовые сборы.

Отказавшись от во многом сделавших успешной первую серию о зеленом огре ироничных шуток на тему поп-культуры, Митчелл решил сделать уклон в сторону романтических комедий о браке, добив беднягу Шрека окончательно. Взяв за основу классический голливудский фильм "Эта прекрасная жизнь", режиссер заставил мультяшных нонконформистов влезть в "прокрустово ложе" брачных отношений и обязательств. Невоспитанный, вечно отрыгивающий и издающий прочие неприличные для аристократичных ушей звуки Шрек, теперь примерный семьянин, любящий отец трех детей. Жизнь, постепенно превратившаяся в рутину, а позже снова вернувшаяся в нужное русло (только с осознанием индивидом после всех передряг базовых жизненных ценностей), стала сценарным каркасом не для одного американского ромкома или мелодрамы. Не избежал печальной участи и зеленый великан.

Альтернативная реальность, куда Митчелл старательно уводит свою скучную и до зубной боли предсказуемую историю, неожиданно меняет основной вектор истории к излишней феминизации. Фиона, которая и в первой части была не подарок, на этот раз настоящая бой-баба во главе партизанского отряда огров. Шрек, образчик маскулинности, занимает позицию второго пилота, уступая лидирующую позицию женщине. Почти весь мультик - безумное и полное опасностей первое свидание по-шрековски после долгих лет идеального супружества. Или как это называют психологи – ролевые игры, призванные вернуть в отношения страсть и огонь. Главный злодей Румпельштильцхен, отсылающий к сказкам братьев Гримм, смотрится неуместно и, скорее всего, присутствует здесь как дань основной шуточной канве "зеленой" франшизы.

То над чем красиво и неглупо подшучивалось в первой серии, к четвертой стало эдакой устойчивой и закостеневшей в своей "правильности" догме утонувшей в самоповторах. Мультяшный анархизм незаметно диснеизировался в самом худшем смысле этого слова (хвала Будде, хотя бы до любовных песенок не опустились), а неровные, но ершистые шутки, сгладились и стали напоминать проверенные временем и компаниями кухонные байки. Из истории ушли интрига и дух приключений. Создатели ленты прозрачно намекают, что жизнь в браке, хоть и не богатая на интересные события вне домашнего очага, зато гораздо стабильнее и лучше. Мол, в старости ваши дети первыми поднесут вам стакан воды, а любовь будет греть вплоть до смерти.

Голливуд явно не любит отщепенцев, которые не похожи на остальных и поэтому старается тщательно брить всех под одну гребенку. В итоге Шрек становится неотличимым от очередного дримворксковского или диснеевского персонажа. Вдобавок, со всеми признаками проблем среднего возраста. Разумеется, зритель, выходящий из кинотеатра, должен задуматься о том, что счастливая семейная жизнь с супругой и спиногрызами гораздо лучше холостяцкого одиночества. Даже если во втором варианте у тебя всегда есть возможность побездельничать, пить коктейли и валяться в джакузи.

Фабрика грез вместе с Диснеем, а теперь и Дримворксом, похоже, объявили категорическое "Нет" безбрачию и разгульному образу жизни на экране, принеся на алтарь своих нечистых помыслов классический образ неженатого, безответственного и почти родного сердцу мужика. Оный в итоге стал тихим и домашним образчиком семейного благополучия. Никто не спорит, что и в браке есть жизнь, но черт подери, почему она у всех должна быть такой одинаковой? Не ищи связей на стороне, люби друзей, гони прочь от себя одиночество, не ропщи на судьбу и будет тебе счастье. Допустим, это мы уже знаем и слышали не раз из других, но более авторитетных источников. Конечно, от Митчелла не стоило ожидать глубокомысленного и многозначительного прощального кубриковского "fuck", но и набившего оскомину "happy end" с очевидными диснеевскими интонациями в очередной раз совсем не хотелось услышать.

Поделиться:

Наверх