59,28 ↑ 100 JPY
90,39 ↑ 10 CNY
64,12 ↑ USD
53,88 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+12° ветер 1 м/c
EN
18 сентября
Среда

Общество

Страшный злодей снова начал убивать непослушную молодежь

"Кошмар на улице Вязов": Старые песни и неожиданные параллели

Егор Лем

год - 2010

страна - США

слоган - "Добро пожаловать в новый кошмар!"

режиссер - Сэмюэл Байер

сценарий - Уэсли Стрик, Эрик Хайссерер, Уэс Крэйвен

продюсеры - Майкл Бэй, Ричард Бренер, Майк Дрэйк

оператор - Джефф Каттер

композитор - Стив Яблонски

жанр - ужасы, триллер, фэнтези

бюджет - $35 000 000

сборы в США - $49 274 923

сборы в мире - + $17 000 000 = $66 274 923

сборы в России - $2 790 744

сюжет

Группу подростков из пригорода преследует один и тот же кошмар: в снах за ними крадется жуткий, обезображенный убийца — Фредди Крюгер. Они могут защитить друг друга наяву, во сне же — остаются один на один с ожившим кошмаром, и шансы спастись стремительно приближаются к нулю… ведь, убитые во сне, они умирают и наяву.

Когда в далеких 80-х хоррормейкеру Уэсу Крейвену приснился болезненный и навязчивый кошмар о маньяке с железными когтями в полосатой кофте и импозантной шляпе, никто не мог подозревать, что сон о Фредди будет терзать еще не одно поколение пышногрудых американских девах и их накачанных, но немного глуповатых бойфрендов. С момента первого фильма постоянно находились режиссеры, желавшие красиво в спонтанных продолжениях распотрошить на экране очередную молоденькую кобылку с аппетитными формами или прирезать незадачливого наркошу, под аккомпанемент неказистых спецэффектов. Серия приключений Фредди и его жертв по глубинам подсознания и вотчине Морфея постепенно хирела на глазах, до тех пор, пока ее в один прекрасный момент не вывел из коматозного состояния бесшабашный и озорной Ронни Ю.

В свою очередь монструозный продюсер Майкл Бэй, в очередной раз ожививший еще одного знаменитого злодея – Джейсона, решил заодно вдохнуть жизнь и в Крюгера. Новый кандидат в режиссеры Самуэль Байер (в прошлом создатель клипов для рок-группы Greenday) очевидно предварительно поклялся на оригинальном сценарии Крэйвена, а также убедил Бэя в своей преданности к франшизе. Благоговение перед ветераном хоррора в итоге вылилось у подмастерья в выхолощенное ученическое кино, снятое с оглядкой на мастера. Скопировав сюжетные ходы и, заученно процитировав все культовые сцены классического начала серии, режиссер соригинальничал только в одном – нашел новую эманацию канонического образа: взамен непотопляемого Роберта Инглунда на пост заступил почетный Роршах всея США Джеки Эрл Хейли. Кардинально изменился и грим персонажа, теперь Фредди стал напоминать не монстра, а неравномерно зажаренного на костре жителя Поднебесной. А в остальном это все те же старые песни о главном – эффектные смерти, лязг металла и сон, которого все боятся как огня. Никакого постмодернизма и ревизионизма нет и в помине.

Впрочем, определенную новизну сабжу в обход режиссера добавило беспощадное время. Свежий "Кошмар на улице Вязов" неосознанно вскрывает характерные черты нулевых – глобальную интернитизацию и увеличение разнообразия подростковой походной аптечки психотропных средств. Первое ведет к так называемой киберсмерти (тут самое время вспомнить о жанрообразующих предтечах из 80-х в лице "Трона" и "Газонокосильщика"), а второе к возникновению галлюцинаций в пограничном состоянии между сном и реальностью (да-да, антидепрессанты есть зло). А очередная монада Фредди, по сути, выполняет то, что делали до нее другие воплощения бесконечной вереницы жизней знаменитого душегуба – прореживает ряды глуповатой американской молодежи. Тем самым, оздоравливая нацию. Впору уже объявлять Крюгера национальным достоянием и трепетно сдувать с него пылинки. А еще выдавать молоко за вредность его работы. За одним "но".

Психопат и убийца (правда у Байера в фильме все дело ограничилось еле заметными намеками на растление малолетних) Фредди Крюгер и есть основа вседозволенности и распущенности янки, владелец их страшных секретов и знающий наперечет все скелеты в шкафу, черная начинка американской мечты, хищно скалящаяся из-за поверхностно торчащих деланных белозубых смайлов и заученных типовых фраз типа "I`m fine". Ужасающая сущность, пожирающая самоуверенных хозяев жизни изнутри, атакуя их в самых сокровенных фантазиях, под неспешный напев детской считалочки, своей невинностью и зловещестью напоминающая в чем-то аналогичную из "Десяти негритят" Агаты Кристи. "Раз-два – Фредди заберет тебя".

Хотя, стоит оговориться, подобный смысл возникает в новом "Кошмаре" спонтанно, между строк, как бы ненароком, не сильно оттеняя красиво оформленные экранные смерти статистов с труднозапоминаемыми фамилиями (а ведь у Крэйвена когда-то дебютировал будущий Джек Воробей). И на этот раз впору звать омбудсмена не в помощь злосчастным американским подросткам, чья невинность была потеряна еще в далеком детстве, а россиянам, выросшим в видеосалонах и наблюдавших педагогические методы Крюгера тридцать лет назад и помнивших все события как вчера. В их головах как раз и крутится искомый для многих вопрос к бывшему постановщику клипов – "Зачем?" Впрочем, тем, кто до сих пор не может достойно похоронить еще одного харизматичного зомби, не пристало задавать столь глупые вопросы жадным, но практичным клеркам из "New Line Cinema". С возвращением, Фредди, ты до сих пор живее всех живых. Интересно, а когда же тебя, наконец, запустят в космос, как твоего неожиданного друга с мачете?

Поделиться:

Наверх