59,28 ↑ 100 JPY
90,39 ↑ 10 CNY
64,12 ↑ USD
53,88 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+14° ветер 7 м/c
EN
18 сентября
Среда

Общество

Сольфеджио здесь не поможет

Фото: Владивостокская епархия Русской Православной Церкви
Сольфеджио здесь не поможет

Музыкальное образование не всегда гарантирует успех в церковном хоровом пении

Маргарита Костевич

В этом году Х Дальневосточные Образовательные чтения, посвященные памяти св. Кирилла и Мефодия традиционно завершатся концертом хоровой духовной музыки. Певческий уровень значительно вырос за последние несколько лет. Однако проблем у церковных хоров ещё достаточно много и они нуждаются во всестороннем обсуждении.

Голос Собора

Регент Архиерейского хора Покровского кафедрального собора во Владивостоке Людмила Макаренко занимается именно церковным пением уже 20 лет. По ее мнению, певчие должны сопровождать своим песнопением службу, а не устраивать концерт. Ведь, хор – это голос Собора.

– Я приехала во Владивосток около 10 лет назад и служила сначала в Архиерейском хоре Свято-Никольского кафедрального собора. Тогда мы тесно сотрудничали с Тихоокеанским симфоническим оркестром и даже выпустили совместный диск. В 2005 году нас пригласили на фестиваль духовной музыки. А последние два года я являюсь регентом Архиерейского хора Покровского кафедрального собора.

- Людмила Ивановна, а чем церковный хор отличается от светского?

- Прежде всего, тем, что это очень напряженная работа. Каждое воскресенье мы должны петь новые гласы. В субботу проходят спевки, репетиция. Поясню, что существуют специальные мелодические шаблоны, по которым исполняется тот или иной религиозный гимн или песнопение. Но слова всякий раз могут быть разными, таковы каноны. Кроме того, я считаю, что певчий в церковном хоре должен понимать смысл происходящего во время службы. А для этого необходима вера.

От редакции заметим, что с точки зрения вокала участие в церковном хоре – отличная школа. Многие знаменитости начинали именно оттуда.

– Сегодня наша главная проблема – кадры, - говорит Людмила Макаренко. – Особенно не хватает мужских голосов. А наше пение – каноническое. Так что испытываем определенные трудности.

Регент больше, чем дирижер

Людмила Ивановна рассказала, что когда приехала во Владивосток, то собирать хор пришлось по крупицам. Но даже в музыкальном училище или Академии искусств не всегда удавалось найти подходящего кандидата. Порой на обучение певчего уходит около года. Стабильность церковного хора – большая проблема. Люди преимущественно работают, времени на репетиции не хватает, да и церковно-славянский язык не каждому подвластен. Но если во время службы достигается гармония, то это очень радует.

- А вы своего учителя помните?

– Конечно. Моим духовным наставником был архиепископ Абаканский и Кызыльский Ионафан (Цветков). Это очень одаренный человек, обладатель прекрасного голоса. Тогда мое среднее музыкальное образование не выручало. Было очень сложно. Я иной раз не понимала, почему не получается повторить за ним какую-то интонацию.

Уровень приморских церковных хоров - достойный

Изабелла Крыловская, доцент кафедры искусствоведения ДВГТУ, певчая церковного хора, давно занимается историей русского вокального искусства. Она считает, что гонения на церковь в советское время привели к тому, что вековые традиции церковно-певческого искусства стали забываться. И сегодня приходится прилагать немало усилий, чтобы возродить церковно-певческую культуру и обеспечить ей стабильное функционирование и развитие.

Одна из важнейших задач, решение которой, несомненно, поможет возрождению православной музыки в наших храмах, - это подготовка певчих и регентов. А это дело особое. В Приморском крае есть несколько специализированных музыкальных учебных заведений, где осуществляется подготовка по хоровым специальностям, но она ориентирована на светскую практику. Руководитель церковного хора – регент, фактически должен уметь всё то же самое, что и дирижёр хора светского. Но при этом он в совершенстве обязан владеть всей спецификой службы в храме, а в светском учебном заведении его этому не научат.

Объясняя сложности работы с церковным хором, Изабелла Ильинична приводит такое образное сравнение:

- Я всегда говорю своим студентам (будущим регентам), если у светского хорового дирижёра ухо должно быть направлено вперёд, к хору, то у регента должно быть словно ещё одно ухо – на затылке. Ему постоянно необходимо слушать, что поют и читают в алтаре, он должен быть постоянно в контакте со служащими священниками, очень чутко реагировать на все нюансы службы и вовремя подавать сигналы хору, чтобы голос клира был естественным продолжением литургического диалога.

Регент обязан иметь четкое представление о чине, т.е. порядке совершения различных церковных служб, чтобы правильно подобрать необходимые ноты, тексты, повторить с певчими соответствующие обиходные песнопения. Для этого нужно либо иметь большой практический опыт, либо пройти специальный курс литургики, который преподаётся на кафедре теологии и религиоведения ДВГУ и отделении древнерусского певческого искусства ДВГТУ.

На самом деле, это удивительно, что в техническом вузе готовят специалистов в области церковного пения. Отделение Древнерусского певческого искусства на кафедре искусствоведения ДВГТУ создано четыре года назад. Инициатива епархии, департамента образования, руководителя кафедры - доктора искусствоведения Галины Алексеевой дала свои результаты. Две трети учащихся поют в храмах Владивостока. Есть студенты из Артема, Лучегорска, Фокино. Помимо преподавателей нашей кафедры, – отмечает Изабелла Ильинична, – студенты имеют возможность брать уроки певческого мастерства у специалистов Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета (г. Москва). Занятия проходят в духовно-просветительском центре храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Владивостока через отлаженную систему видео интернет-конференций. Всё это позволяет возродить и укрепить традиции церковного пения в Приморском крае. Нам есть, к чему стремиться, куда расти.

Каноническое церковное пение – это не шоу, не концерт. Это органическая часть службы. И чтобы быть певчим, нужно, в принципе, быть не только профессионалом, но и физически крепким человеком, чтобы выстоять несколько часов всенощной или литургии.

- Вы понимаете, когда человек приходит в церковный хор, у него должны быть определённые навыки. Он должен хорошо петь "с листа", причём с текстом. В максимально короткие сроки ему, в том числе, необходимо выучить по слуху большое количество обиходных песнопений – это та музыка, которая сформировалась в устной практике и имеет многовековые традиции. Значит, певчий должен обладать хорошей памятью. Получается это далеко не у всех, - рассказывает Изабелла Ильинична. – Дело в том, что по нотам-то петь учат, а вот навык пения с листа с текстом в светских учебных заведениях прививается плохо.

Ухо надо будить

Россия всегда была страной песен, но со временем так получилось, что песен в нашей жизни стало меньше, да и петь мы стали меньше. Изабелла Ильинична рассказала, как она в свое время работала с детьми. Элементарная проверка слуха. Просят ребенка спеть "В лесу родилась елочка", а у него ничего не выходит. Он либо не знает этой простой песенки, либо не может её спеть верно, потому что слух не развит, либо просто не понимает что значит "петь". А всё потому, что мы перестали петь в семье. Такие же проблемы есть и у взрослых, в том числе, у тех, кто учится петь в церковном хоре. Специалисты говорят, что ухо у таких детей и взрослых спит и его нужно будить! Необходимо чтобы пели дома, пели в храме, и тогда традиции русской православной хоровой культуры не будут утрачены для сегодняшних и будущих поколений.

Все Владивостокские церковные хоры традиционно встречаются на концерте, которым заканчиваются чтения. Не будут исключением и эти юбилейные — концерт состоится 24 мая в Пушкинском театре, в 18.00. Пожалуй, это одна из немногих возможностей услышать удивительную музыку.

Работа секции "Вопросы совершенствования церковного пения" состоится 19 мая в актовом зале Владивостокского епархиального управления (ул. Пологая, 65). Начало в 10.00. Подробности проведении на сайте.

Поделиться:

Наверх