59,55 ↑ 100 JPY
90,90 ↑ 10 CNY
64,43 ↑ USD
54,05 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+19° ветер 4 м/c
EN
19 сентября
Четверг

Общество

Яростная битва двух алкоголиков напомнила всем о холодной войне

"Железный человек - 2": Американская политическая и социальная парадигма в удобоваримой комиксовой обертке

Егор Лем

год - 2010

страна - США

режиссер - Джон Фавро

сценарий - Джастин Теру, Стэн Ли, Дон Хек

продюсеры - Виктория Алонсо, Луис Д`Эспозито, Сьюзэн Дауни

оператор - Мэттью Либатик

композитор - Джон Дебни

жанр - фантастика, боевик, приключения

сборы в мире - $100 200 000

сборы в России - $8 200 000

сюжет

Прошло полгода с тех пор, как мир узнал, что миллиардер-изобретатель Тони Старк является обладателем уникальной кибер-брони Железного человека. Общественность требует, чтобы Старк передал технологию брони правительству США, но Тони не хочет разглашать ее секреты, потому что боится, что она попадет ни в те руки.

Между тем, Иван Ванко — сын русского ученого когда-то работавшего на фирму Старка, но потом уволенного и лишенного всего, намерен отомстить Тони за беды своей семьи. Для чего сооружает своё высокотехнологичное оружие.

Поскольку госзаказы янки становится все труднее запихивать в местное военное патриотическое кино, центральные темы американских страхов стремительно осваивают новые жанры. Комикс, как, оказалось, может стать идеальным пристанищем для истерзанного внешними и внутренними врагами героического и многострадального звездно-полосатого флага. Ноткой ностальгии по старым-добрым временам, когда доллар был зеленее и нефть доставалась гораздо проще.

"Железный человек - 2" продолжает следовать генеральной линии партии, как бы существуя отдельно от целой группы своих сородичей, предпочитающих заморачиваться либо на жизнерадостном дебилизме, либо на мрачных вопросах о глубинах человеческой души. Если первая часть о приключениях Тони Старка вполне отвечала вызовам времени, усиленно педалировав злободневную тему исламского терроризма, то второй фильм обращает свой пытливый взор в недавнее прошлое – холодную войну, чуть было заморозившую одновременно восток и запад. Продолжающий также сильно закладывать за воротник Старк неожиданно для себя приобретает врага из заснеженной России (судя по фильму, белые осадки выпадают на родине Менделеева круглогодично) по имени Иван Ванко. Последний, такой же алкоголик с выпирающей на весь экран харизмой Микки Рурка, сплошь татуированного и обладающего железной челюстью, похоже оставшейся от реквизита фильмов о Бонде 70-х, жаждет отомстить Тони за страшную судьбу отца-гения.

Фавро под видом схватки двух героев, оснащенных новыми гаджетами и девайсами, усиленно старается переписать недавнюю историю, а также быстренько спроецировать полученные выводы на настоящее. Поэтому в картине и постоянно мелькают легкие и ненавязчивые намеки о том, что Силиконовая долина одним мизинцем способна уделать Сколково и остальные подмосковные места сборов физиков-ядерщиков, элементы таблицы Менделеева со 114 по 118 были открыты янки еще лет так сорок назад, а многие значимые научные достижения СССР были бессовестно украдены у своего идеологического врага. Наука вообще беззастенчиво представлена в картине как воплощение истинной американской мечты – мол, занимайся полезным делом, будут тебе почет и непрекращающиеся финансовые потоки от благодарного государства. Только все достижения должны непременно идти на вооружение к дяде Сэму. Американцы в лице Железного человека с его суперсовременным оружием с гордым видом игнорируют весь остальной мир, в случае чего, угрожая нагнуть земной шарик в неприличной позе и сзади "благословить" его своим горделиво вьющимся на ветру флагом.

Прилежно занявшись отрабатыванием госинвестиций, Фавро собирает новый фильм о Железном человеке по рецептам "Рэмбо", "Коммандо" и "Американского ниндзя". Звучат тяжелые гитарные риффы, и надрывается во весь голос Ангус Янг, сталкиваясь друг с другом, красиво бьются боевые роботы, неустанно вертится волчком Скарлетт Йоханссон (хотя истинная цель ее присутствия в картине раскрывается одним-единственным кадром на заднем сидении автомобиля), непрестанно хохмит очаровательный Дауни-мл, а Америка – могущественный лидер всего свободного мира. И не беда, что без должного присмотра режиссера, и сценариста, персонажи получаются на редкость ходульными и неживыми, а Сэм Рокуэлл и вовсе отчетливо напоминает Остина Пауэрса. Для такого фильма цельные с полноценным бэкграундом персонажи, непозволительная роскошь, почти блажь. Там же в мусорке и связный сюжет.

На этом тусклом фоне красиво и со вкусом ржавеет Железный человек, чья экранная жизнь сводится только к тому, чтобы поскорей (и в любом месте) заняться наукой, побухать и защитить задницы своих собратьев. Патриотическое нутро истинного американского гражданина сильно отдает гедонизмом и раздолбайством. Пусть дерется железяка без былого огонька в глазах, но зато довольно эффектно, а с возлюбленной Пеппер Поттс заигрывает лишь для вида, но про семейные ценности ведь тоже нельзя забывать. Эпикуреец Тони Старк, отличающийся "высшей скромностью" воплощает в жизнь знаменитые слова Василия Теркина о наградах и героях.

Америке, остро ностальгирующей по 80-м, на экране сейчас нужны именно такие пропагандисты жизненных ценностей обитателей пятидесяти штатов, и страна будет делать все возможное, чтобы превратить талантливого ученого Старка в еще большего нарцисса, гедониста и фрика. Победа такого чудика над еще одним врагом США в лице комиксового злодея из Поднебесной Мандарина долгими холодными вечерами будет, наверное, хорошо подогревать амбиции американских политиков, считающих свою страну великой державой, способной справиться с любой угрозой извне. Однако в картине Фавро, далеко не по воле самого режиссера, Америка как раз предстает неспособной трезво оценивать стремительно меняющиеся политические реалии и закрытой от всего мира огромным щитом, под которым легко угадывается столь лелеемая янки система ПРО. Это трибьют фильмам про неубиваемых супергероев 80-х etc, готовых порвать за свою страну глотку всем врагам, мир без хищных оружейных баронов, готовых продать ядерные чемоданчики всем подряд, воспоминания о непуганой взрывами 11-го сентября рейгановской Америке, только что устранившей перед собой серьезную угрозу и еще не замечающую, что очагов опасностей вокруг Вашингтона стало еще больше. Это не препарирование мифа о холодной войне, это и есть сам миф. А Айронмэн его полноценный герой, сросшийся с мифологией настолько прочно, что теперь уже и не оторвать.

Поделиться:

Наверх