59,28 ↑ 100 JPY
90,39 ↑ 10 CNY
64,12 ↑ USD
53,88 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+12° ветер 1 м/c
EN
18 сентября
Среда

Экономика

Где во Владивостоке кроется причина плохих дорог

Фото: Ольга Кускова
Где во Владивостоке кроется причина плохих дорог

Самое асфальтированное место приморской столицы – дно бухты Золотой Рог

Плохие дороги Владивостока уже давно стали притчей во языцех. Чаще всего крайними признают дорожников, которые делают ремонт тех или иных участков. Спустя пару-тройку месяцев о ремонтных работах на этих местах можно и не вспоминать. Оказалось, причина плохого качества дорог находится гораздо глубже. Это ливневая канализация, вернее почти ее полное отсутствие в краевом центре. Так что городские дороги выполняют не только транспортные функции, но и функции перемещения воды.

Владивосток расположен в полосе умеренно- влажного муссонного климата. Это во многом объясняет относительно высокий среднегодовой уровень выпадающих здесь осадков – более 850 мм. Ежегодно на территорию городского округа попадает свыше 480 миллионов тонн дождевой воды и снега. И этой массе необходим выход. А во Владивостоке его нет. В результате дождевая вода стекает по проезжей части дорог, разрушая при этом дорожное покрытие, элементы благоустройства, а также городской ландшафт.

Отметим, что состояние ливневой канализации во Владивостоке, а также проблемы и пути решения обсуждали в ходе круглого стола, проходившего в рамках III Приморского строительного форума. Организатором мероприятия выступило приморское представительство Ассоциации строителей России. В обсуждении приняли участие представители строительных и проектных организаций, органов муниципального управления, представитель Приморгидромета, СМИ.

По словам одного из докладчиков Николая Матвиенко, представителя приморского отделения Ассоциации строителей России, ливневая канализация жизненно необходима Владивостоку:

- Обилие осадков, значительные объемы их "пикового" выпадения в сочетании с холмистым рельефом местности, приводят к интенсивной эрозии почв, особенно в зонах городской застройки, лишенных естественного растительного покрова. Строительство сопровождается определенными земляными работами, вертикальной планировкой, в результате чего верхний растительный слой уничтожается. Его способность к удержанию воды нарушается, и вода благополучно идет по открытому верху. В результате после дождя наши дороги являются наглядным пособием полезных ископаемых, которые есть на территории городского округа. Такая ситуация влияет на качество среды и активно ведет к загрязнению морских акваторий. По оценке ученых Института Биологии моря ДВО РАН, ежегодно в акваторию залива Петра Великого, непосредственно прилегающую к границе Владивостокского городского округа, ливневые воды выносят свыше 20 миллионов тонн различных загрязнений.

Во Владивостоке существуют три основных загрязняющих района.

- Промышленная зона "Снеговая падь", откуда смывается песок, щебень и битум

- Историческая зона, откуда в море попадает бытовой мусор и тяжелые металлы. Здесь ливневыми потоками в море уносятся старые покрышки, выброшенные аккумуляторы, пластиковые бутылки, шприцы, презервативы, пакеты, т.е.в все то, чем живет и что использует в своей жизни горожанин.

- Портовая зона, которая является источником загрязнения акватории горюче-смазочными материалами.

Качество морской среды на большей части акватории залива Петра Великого продолжает ухудшаться. Среднегодовые концентрации тяжелых углеводородов (в основном битума) превысили предельно допустимую концентрацию (ПДК) от 1.8 до 6.6 раз в акваториях бухт Золотой Рог, Диомид и проливе Босфор Восточный. Вся акватория бухты Золотой Рог загрязнена нефтепродуктами, фенолом и соединениями ртути. В толще вод бухт Золотой Рог и Диомид высоко содержание меди, кадмия и свинца. Донные отложения по всей акватории бухты Золотой Рог также загрязнены тяжелыми металлами. Содержание кадмия, меди, свинца и ртути превышает допустимые уровни концентраций от 2.5 до 5 раз.

Николай Матвиенко уверен, что тема ливневой канализации для Владивостока "жареная". – Почему-то ливневку приравняли к фекальной канализации. Сейчас в рамках подготовки к Саммиту АТЭС идет реконструкция центральной системы канализации г. Владивостока. Очистные сооружения, строительство которых уже идет, будут обеспечивать очистку хозяйственно-фекальных стоков города, на очистку ливневых стоков сооружения не рассчитаны. Во-первых, хоз-фекальные стоки качественно отличаются от ливневых по способу канализования и очистки. Во-вторых, пропускная способность коллекторов хоз-факальной канализации и производительность этих очистных сооружений меньше той, которая требуется для канализования и очистки ливневых вод. Так, проектная мощность всех очистных сооружений Владивостока после завершения их строительства составит 600 тыс. м3 в сутки. Это позволит собирать и очищать стоки на селитебной территории городского округа площадью примерно 11 тыс.га. Однако, например, тайфун "Робин" (1990 год) привёл к образованию на этой площади ливневых стоков с совокупным суточным дебитом в 12 миллионов м3., что в 20 раз больше возможностей строящейся хоз-хфекальной канализации.

Строительство ливневой канализации и очистных сооружений ливневых стоков является основной задачей благоустройства города Владивостока и улучшения экологической ситуации в прилегающих морских акваториях.

Кстати, проектные решения создания ливневой канализации не являются чем-то особенным, они предусмотрены ив генплане Владивостока. Это подтвердила и главный архитектор мастерской генеральных планов ПГП Елена Самойленко:

- Проектное решение ливневой канализации в генплане Владивостока включает: регулирование русел речек-водоприемников, строительство новых и реконструкция существующих дождевых коллекторов, устройство ёмкостей для улавливания наносов, строительство сооружений для очистки дождевого стока с селитебных территорий, зонирование бассейнов канализования. Генпланом предусмотрено регулирование русел речек-водоприемников с обеспечением пропуска паводковых расходов 100%-ной обеспеченностью без затопления прилегающих городских территорий и обеспечения нормальных условий приёма стоков из впадающих в них дождевых коллекторов.

Отметим, что генпланом предусмотрено зонирование территории материковой части городского округа на 9 бассейнов канализования: бассейны рек Объяснений, Первой речки, Ишимки, Второй речки, Пионерской, Черной речки, Богатой, Песчанки, районы бухт Горностай и Кетовая. Общая стоимость ливневой канализации в материалах генплана достаточно велика – порядка 17 млрд. рублей. Эта цифра сразу пугает чиновников. Но так как все районы обособлены, то задачу можно решать поэтапно.

Несмотря на то, что р. Объяснений и ее притоки канализованы, долина реки от трамвайного парка по ул. Борисенко до железной дороги ниже площади Спортивной и до пл. Луговой затапливается паводками редкой повторяемости. Площадь затопления составляет 29 га. Под затопление попадает жилая застройка. Основными причинами затопления являются недостаточная пропускная способ­ность существующих водопроводящих сооружений и наличие в живом сечении потока инженерных сетей, пересекающих русло реки. Река Вторая Речка является водоприемником нескольких ручьев, в основном канализованных, и магистральных коллекторов. В нижнем течении реки из-за недостаточной пропускной способности русла и подпоров от искусственных сооружений в русловой части при прохождении паводков формируется зона затопления площадью 37га. На всех устьях коллекторов, впадающих в р. Вторая Речка выше территории завода Дальприбор, необходимы локальные очистные сооружения. Реконструкция канала Второй речки велась в конце 80-х годов прошлого столетия. Строительство не завершено. От устья до автомобильного моста по проспекту 100-лет Владивостоку река протекает в земляном русле невыдержанного поперечного сечения, подверженном размывам и заилению. На этом участке уже и чаек не удается увидеть.

Николай Матвиенко отметил, что по мере выполнения работ к саммиту АТЭС-2012 начали всплывать "сюрпризы". Они заключаются в том, что, например, при строительстве очистных сооружений на Второй Речке прокладка труб перекроет отход дождевой воды к руслу, и 8 млн. тонн ливневой воды будут искать выход к месту канализования.

Только на нормализацию ситуации в долинах реки Объяснений и Второй речки необходимо около 3 млрд. рублей. Если учесть расходы на проведение саммита АТЭС-2012 или на празднование юбилея города, то эта сумма вполне реальна. Но ни у администрации Владивостока, ни у МУП "Водоканал" нет средств на это. При этом ежегодно в краевом центре порядка 300 миллионов рублей расходуется на ремонт и восстановление дорожного полотна, которое уже через несколько месяцев разрушается из-за отсутствия системы ливневой канализации. Более того, строительство новых объектов зачастую происходит без учета необходимой системы дождевого стока: при ремонте дорог никто не озабочен прокладкой кюветов, ливневые люки часто закатаны в асфальт. В результате самая заасфальтированная часть города - дно бухты Золотой Рог. После ливней весь разбитый асфальт смывается в бухту.

Для того, чтобы город не тонул в воде во время ливней и тайфунов, необходимы административные решения по возведению и эксплуатации объектов ливневой канализации города Владивостока. Во-первых, должны быть структура и условия финансирования строительства. Во-вторых, необходимо создание эксплуатирующей компании. В-третьих, должно быть обязательным согласование строительства ливневой канализации с возведением других объектов в городе Владивостоке.

Галина Ивановна Семыкина, начальник Центра мониторинга окружающей среды, заявила, заострила внимание на том, что ливневые стоки урбанизированных территорий гораздо более вредны, чем стоки канализационных систем.

- Каждый житель Владивостока имеет право на чистую окружающую среду. Но у нас это право нарушено повсеместно. Шокирующие цифры мониторинга мы неоднократно представляли чиновникам всех уровней. Исследование по оценке влияния дождевого стока на качество вод малых рек полуострова Муравьева-Амурского показало превышение уровня допустимого загрязнения в несколько раз. Реки выносят загрязнения в море, где уже сейчас лежит слой битума. Несмотря на огромную способность морской воды к самоочищению, намечается явное снижение скорости очистки, что говорит о том, что наше море "умирает" - в устьях рек сплошная таблица Менделеева. Мы можем сколько угодно претендовать на центр АТР, но этого не будет, пока будем жить в грязи. Владивосток грязен по всем параметрам – по воздуху, по почвам, по поверхностным водам и по морским акваториям. Власти должны понять, что это жизненно необходимо. Это преступление, что в городе нет ливневой канализации. Скупой платит дважды, а мы платим уже по десятому разу и сумма "платежа" все время увеличивается.

Анатолий Шолохов, помощник Леонида Премингера - депутата Законодательного собрания Приморского края, отметил, что данную ситуацию необходимо рассматривать относительно не только одного Владивостока, а края в целом:

- Наверняка, аналогичные проблемы существуют и в других городах Приморья. Есть возможность обсудить эту тему и на комитете ЗС ПК. Но не стоит забывать о том, что за порядком нужно следить постоянно. У нас есть трехметровые свалки между гаражами, на которые никто не обращает внимания. Городские власти ведут борьбу с незаконными киосками, задействуют правоохранительные органы, а в случае со свалками предпочитают их не замечать. Почему бы и здесь не навести порядок, не активизировать работу административных комиссий.

Участники круглого стола пришли к решению принять обращение к губернатору Приморья и председателю Законодательного Собрания края с предложением подготовить программу по реконструкции ливневой канализации Владивостока и включить ее в смету расходов по подготовке города к Саммиту АТЭС - 2012. Более того, строители Приморья готовы взяться за практическую работу по оборудованию во Владивостоке современной системы канализования ливневых стоков на всех этапах работы – от формирования целевой программы на муниципальном уровне ( в том числе и привлечение в нее внебюджетных инвестиций) и вплоть до выполнения всех строительно-монтажных и пусконаладочных работ согласно утвержденного генплана.


Наверх