59,55 ↑ 100 JPY
90,90 ↑ 10 CNY
64,43 ↑ USD
54,05 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+18° ветер 3 м/c
EN
19 сентября
Четверг

Интервью

"Я в своем жанре брэнд, и круче меня нет никого"

С ресторатором Олегом Назаровым точно не соскучишься

Юлия Гусейнова

Его "фирменное блюдо" - организация специальных мероприятий. Придумать такую PR-акцию, чтобы на нее собрались знаменитости и пресса, чтобы телеоператоры били друг друга камерами по голове, лишь бы пробраться поближе к месту действия, и чтобы потом все это долго и смачно обсуждалось в разных кругах, обрастая все новыми и новыми подробностями, - вот какие задачи ставит перед собой Олег Назаров. И решает их!

Имя и фамилия ни о чем, казалось бы, не говорят? Вполне возможно, вы знакомы с его творчеством! Олег Назаров - известный писатель-сатирик, автор множества монологов, фельетонов и целых эстрадных спектаклей для Евгения Петросяна, Клары Новиковой, Маврикиевны и Никитичны. Был главным продюсером развлекательных программ РТР в 1991-93 годах. Сейчас – президент Независимой ассоциации ньюсмейкеров России, консультант, человек, который знает и как "раскрутить" ресторан, и как его загубить, автор шести книг о ресторанном бизнесе, главный креатор агентства "Назаров и партнер.ши", шоумен, придумавший и воплотивший в жизнь уникальные мероприятия:

  • Кубок Москвы по тараканьим бегам;
  • Чемпионат Москвы по пьяным шашкам, где по доске передвигали рюмки с водкой;
  • Международный фестиваль африканских исполнителей русских блатных песен "Черная Мурка";
  • Открытие галереи шоколадных бюстов российских олигархов Ходорковского, Абрамовича, Березовского, Потанина, Дерипаску, Фридмана и Чубайса. Это было в период ареста Ходорковского и побега Березовского;
  • Празднование 900-летия русской каши;
  • Всероссийская акция "Вернем устрицы народу!"
  • Изготовление самой большой в мире — восемь на пять метров — карты Украины из сала с газопроводом, выложенным из огурчиков. Это случилось на открытии украинского ресторана в Самаре;
  • И многое, многое другое… "Плохо то мероприятие, из которого нельзя устроить балаган!" - гласит одно из правил Назарова.

Во Владивостоке Олег Назаров стал ведущим торжественной церемонии награждения лауреатов IV Региональной Премии "Дальневосточное гостеприимство 2009", а также провел в Приморье несколько семинаров, на которых рассказал рестораторам Приморья об антикризисном менеджменте заведений.

- С вами, наверное, не соскучишься…

- Когда-то меня буквально потрясла фраза из книги Германа Гессе "Паломничество в страну Востока". В вольном пересказе она звучит так: "Жизнь можно воспринимать по-разному. Одни рассматривают ее как войну - и воюют, другие как тюрьму - и сидят в тюрьме. Но мне проще считать жизнь игрой. Потому что в любом случае она кончится одинаково - смертью, но, по крайней мере, жить будет веселее." Готов подписаться под этими словами. Воспринимаю жизнь как игру, как мистификацию: все равно умрем, так проживем это время не в тоске и метаниях, а в хорошем настроении.

- Вы и работу себе подобрали, на игру похожую!

- Вообще-то я хотел быть историком. Но стал преподавателем биологии на английском языке… Тем не менее, будучи человеком практичным, как мог, пытался заработать деньги: грузчик на молокозаводе, переводчик, лаборант — кем я только не был!

- И что же помогло выйти на "правильную" стезю?

- Счастливая случайность: у нас в доме протекла труба, в середине зимы появились комары… Я описал эти безобразия в фельетоне, отнес свое детище в "Московский комсомолец", там его опубликовали, выдав мне двадцать пять рублей. Гонорар меня потряс: за три дня на молокозаводе мне давали меньше! Я стал одним из самых печатаемых фельетонистов Москвы и самым молодым членом Союза журналистов СССР, каждую неделю сдавал по фельетону, публиковался везде. Затем начать писать монологи для артистов эстрады, был главным продюсером развлекательных программ РТР, ввел на телевидении порочную практику взимать с музыкантов деньги за прокат их клипов… Спустя какое-то время я издал сборник эротических стихов, и мой старый приятель, хозяин ресторана "Англетер", предложил презентовать его в своем заведении. Я согласился, пригласил друзей-актеров, которые говорили, какой аморальный тип этот Назаров и какая у него вышла омерзительная книга, читали мои монологи, пели мои песни, а под конец торжественно сожгли "непристойщину". Об этом неожиданно много написали журналисты, и… ресторан заполнился народом! Посетители хотели своими глазами увидеть "безобразия", о которых читали в газетах. Хозяин попросил придумать еще что-нибудь, и я начал устраивать акции, на которые приглашал известных людей и журналистов. Ко мне потянулись другие рестораторы. Мои мероприятия оказались выгодны всем: заказчики бесплатно попадали на страницы газет, звездам не нужно было бегать за журналистами, выпрашивая, чтобы о них написали, а представители СМИ получали на блюдечке информацию об интересных событиях и роскошный фуршет. С 1996-го года я занимаюсь организацией беспрецедентных акций. Их у меня сотни, причем одна лучше другой.

- Как рождаются идеи?

- Тут все зависит от склада ума. Это, наверно, тренируется, но должно быть, наверное, что-то и от Бога. Либо у человека есть немного извращенный ум, который позволяет взглянуть на обыденные вещи парадоксально, либо нет. Чем больше событий, когда нужно уложиться в короткие временные рамки, тем интересней. Тогда и идеи рождаются неповторимые. Сейчас я уже совершенно не боюсь, что их не хватит, главное – были бы заказчики!

- А для артистов эстрады вы больше не пишете?

- Я долго работал с Петросяном, он требовал, чтобы весь текст был напичкан репризами… А когда произведение действительно смешное, зрителям без разницы, кто его будет читать – Петросян со своими ужимками или я - со своими… Разницу чувствовали только организаторы: на какой-нибудь веселый концерт Петросян приезжал за пять тысяч рублей, а я – за пятьсот. Меня приглашали чаще! Три концерта в день – и у меня в кармане полторы тысячи рублей. Народ тогда получал сто сорок рублей в месяц… Я шутил: есть писатели - ни дня без строчки, а я писатель - ни дня без штучки… Сейчас быть писателем – сатириком невыгодно.

- У вас шесть книг о ресторанном бизнесе… Они написаны для практического применения или же как развлекательная литература?

- Книги я написал, можно сказать, случайно. Однако после их издания меня стали считать гуру ресторанного бизнеса. Я не спорю. У меня огромный опыт работы с ресторанами, их владельцы многое мне рассказывают, я творчески обрабатываю их рассказы и по просьбе издательства воплощаю на бумаге. Общий склад языка и строй мысли достаточно ироничные, и в итоге получаются легко читаемые, смешные книги, которые расходятся тиражами 300 – 500 тысяч экземпляров. Для профессиональной литературы это просто нереально. Каждая книга стоит бешеных денег, и я бы, например, не купил экземпляр за 550 рублей! Но это издательская цена. Вчера в Уссурийске одна женщина в разговоре упомянула, что моя книга стала дорогим подарком для владельца одного ресторана… "Конечно, говорю, пятьсот пятьдесят рублей – довольно дорого…" А она мне отвечает: "Почему пятьсот пятьдесят? Я купила за тысячу шестьсот!" И это, заметьте, был не подарочный вариант – просто накрутка такая….

- И как вы думаете, стоит ли делиться профессиональными тайнами?

- А почему нет? Я в своем жанре брэнд, и круче меня нет никого. Это не я сам так считаю — люди говорят. Но я с ними согласен.

- Как вас Владивосток встретил? Почувствовали ли вы гостеприимство нашего города?

- Впервые во Владивостоке я побывал в феврале 1990-го года – ровно двадцать лет назад. Большая концертная бригада совершала круиз в Шанхай… На корабле я, популярный писатель – сатирик, познакомился с девушкой – переводчицей с китайского… Наша любовь длилась три года, я регулярно летал сюда из Москвы, жена ругалась, дескать, что, тебе ближе никто не дает? Так что Владивосток для меня близкий и в чем-то даже родной город… Но если в прошлом Владивосток ассоциируется у меня с эротическими удовольствиями, то в настоящем - с удовольствиями гастрономическими. В последнее время я стал достаточно часто бывать здесь по приглашению Приморской Федерации рестораторов и отельеров.

- И как вы оцениваете Владивосток с гастрономической точки зрения?

- Вообще, россияне в первую очередь ходят в рестораны потусоваться, пообщаться. Для меня же ресторан – место, где можно вкусно и недорого поесть. Это такой европейский подход. И со всей ответственностью могу заявить: что касается ресторации, то Владивосток если и не впереди планеты всей, то в безусловном авангарде российского ресторанного бизнеса. Да, вот так. Здесь качественные и с придумками заведения… Съездили мы в Находку, в Уссурийск, прошлись по ресторанам Владивостока – везде хорошие порции, вкусная еда и цены… не Бог весть какие! К примеру, пятьдесят граммов водки "Белуга" в ресторанах Москвы стоят пятьсот рублей, а здесь сто двадцать – сто пятьдесят… Цены на алкоголь для меня вообще очень показательны – над вином-водкой работать не надо, купил, продал – вот и все! И всегда видны масштабы жадности хозяев. Во Владивостоке сильно жадных я не увидел. Это вселяет надежды, что ресторанный бизнес здесь будет и дальше успешно развиваться. Если, конечно, владельцы не будут воспринимать свои заведения только как механизм для продажи еды. Ресторан - это вариант шоу-бизнеса. Люди приходят в ресторан не столько за пищей, сколько за положительными эмоциями. Те рестораторы, которые это понимают, успешны. Тем более что ничего сверхъестественного делать не нужно. Нормальная еда по вменяемой цене плюс некоторая - но умеренная! - антуражность: красивая форма официантов, цветок на столе или эффектные батареи…Чуть-чуть эпатажа – исключительно для того, чтобы обратить внимание окружающих.

- А какой смысл вы вкладываете в это слово?

- Знаете, у испанского поэта Хуана Рамона Хименеса, которого не читали ни вы, ни я, есть замечательная фраза: "Если тебе дают линованную бумагу, пиши поперек". Состояние, когда ты готов взорвать весь мир, - это и есть эпатаж. Стоит только поймать его и, как танк, сможешь пробить любую стену. Главное - поставить правильную цель!

Редакция благодарит журнал Собрание Exclusive за предоставленные фотографии и помощь в подготовке материала.

Поделиться:

Наверх