59,16 ↓ 100 JPY
90,35 ↓ 10 CNY
63,83 ↓ USD
53,97 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+12° ветер 4 м/c
EN
18 сентября
Среда

Общество

Правовой ликбез для приморских потребителей оказался действенным

Но интересы потребителей должны решаться не только общественными и надзорными органами, но и государством в целом. А оно пока не торопится.

Немногим более 8 тысяч приморских потребителей и предпринимателей обратились в минувшем году в надзорные инстанции, на телефоны "горячих линий" и в отдел потребительского рынка департамента лицензирования и регулирований отношений в сфере потребительского рынка Приморского края по конфликтным вопросам, возникающим между покупателем и продавцом.

Такое число обращений еще раз доказывает необходимость работы по защите прав потребителей в рамках действующего законодательства. Как оказалось, значительная часть покупателей весьма поверхностно осведомлена о применении закона "О защите прав потребителей". Что касается продавцов, то работники прилавка стараются игнорировать данный законодательный документ, дабы не потерять уже полученную прибыль.

Этот факт доказывает та внушительная статистка, которая была озвучена в ходе заседания Межведомственного совета по защите прав потребителей Приморского края.

Так, по итогам в 2009 года возникшие конфликтные вопросы решили 8184 потребителя и предпринимателя. Было проведено 52 сеанса "горячих линий". Параллельно проводилась работа по предотвращению проникновения на рынок некачественных товаров и услуг, представляющих собой опасность для здоровья человека. Подобных проверочных мероприятий надзорными органами Приморья произведено 17 тысяч, а ко всем нарушителям применены меры административного воздействия.

В прошлом году особое внимание было уделено и местным производителям, чьи товары не только безопасны, но и конкурентоспособны по отношению к завозным. Для того чтобы покупатели оценили товар и услуги местных производителей, было проведено 5017 выставок и ярмарок.

Для повышения потребительской грамотности в сфере образования был проведен объем работ по преподаванию знаний законодательства. Так, более 2 тысяч юных приморцев стало участниками конкурса плакатов "Не досмотришь оком, оплатишь боком!". Специальные семинарские занятия на эту тему проводились для старшеклассников и преподавателей в ряде муниципальных образований края. Параллельно в приморских СМИ было размещено 240 публикаций по защите прав потребителей.

Несмотря на такие внушительные показатели, ситуация в Приморье с защитой прав потребителей складывается весьма своеобразная. Работа общественных организаций в этом направлении не совсем активная. И не потому, что в ней участвуют некомпетентные или равнодушные люди. Просто такова государственная политика в данном направлении - на защиту прав потребителей государственное финансирование не предусмотрено. Следовательно, даже аренда помещения и оплата телефонов - это тяжкое бремя для общественных организаций. Но зачастую граждане под работой общественных организаций понимают бесплатное предоставление консультаций и защиту интересов в суде. Отсюда возникает недопонимание

Не спешат решать вопрос в этом направлении и муниципальные образования. Как отметила в ходе заседания в сообщении по выполнению мероприятий по обеспечению, реализации и защите прав потребителей на территории края на 2009 – 2012 годы консультант отдела потребительского рынка Нина Забегаева, в текущем году ни в одном муниципальном образовании края нет самостоятельного отдела, работающего в этом направлении. В 13 муниципальных образованиях работают по 1 специалисту с функциональными обязанностями, в 10 - эти обязанности возложены на разных специалистов, что не дает возможности их качественного исполнения. В 8 муниципальных образований ни отдельных специалистов, ни совмещающих обязанности – нет.

Данную ситуацию прояснила заместитель директора департамента лицензирования и регулирования отношений в сфере потребительского рынка Приморского края Марина Королева. Оказывается этот нюанс – присутствие отделов по защите прав потребителей в составах муниципалитетов - целиком и полностью зависит от Федерального законодательства. ФЗ № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" не предусматривает решение подобного вопроса на местном уровне. Возможности решения вопросов торгового и бытового обслуживания населения в документе присутствуют, а защита прав потребителей не учтена. Муниципальные же власти понять можно – они не могут руководствоваться чувствами и желаниями, а должны следовать букве закона. А закон в данном случае им такого права не дает. Вот и получается: иди туда, не зная куда. Приморский департамент уже неоднократно выходил с предложением о внесении соответствующего дополнения в законодательный документ, но поддержки пока не последовало.

Поделиться:

Наверх