58,38 ↑ 100 JPY
91,43 ↑ 10 CNY
62,87 ↑ USD
53,51 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+22° ветер 4 м/c
EN
22 июля
Понедельник

Экономика

Выполнение гособоронзаказа на ОАО "Прогресс" в Приморье находится под угрозой срыва

Администрация и профсоюз авиапредприятия уверены, что "Прогрессу" не удастся вовремя поставить боевые вертолеты в ВВС России

Сроки выполнения гособоронзаказа на приморском авиапредприятии "Прогресс" вполне реально могут оказаться под угрозой срыва. В первую очередь этому "пассивно" способствует администрация завода, длительное время не проводящая индексации зарплат своим работникам - из-за чего с производства в последние годы наблюдается устойчивый отток квалифицированных специалистов. Как сообщает РИА PrimaMedia в профсоюзном комитете предприятия, только за 2009 год с "Прогресса", по причине низких заработков, уволилась 1/5 часть работников, занятых на строительстве боевых вертолетов Ка-52 для российских военно-воздушных сил.

Напомним, что Владимир Путин поставил совершенно четкую задачу перед военно-промышленным комплексом России – обеспечить российскую армию современными вооружениями. На финансирование "Госпрограммы развития вооружений на 2007-2015 годы" в общей сложности за время её действия будет выделено около 5-ти триллионов рублей. Более 60-ти процентов этих средств должно быть израсходовано на покупку новых образцов боевой техники.

В частности, в российском правительстве было заявлено, что госпрограмма предусматривает закупку у предприятий отечественного ВПК свыше 1000 боевых комплексов фронтовой и армейской авиации. Исходя из плановМинистерства обороны по закупке 300-т боевых вертолетов Ми-28Н "Ночной охотник" для линейных боевых вертолетных полков и нескольких десятков вертолетов Ка-52 "Аллигатор" для спецопераций, можно предположить, что в авиаполки фронтовой авиации и ПВО до 2015 года планируется поставить не менее 700-т машин нового поколения. В том числе, в рамках гособоронзаказа, арсеньевское авиапредприятие "Прогресс" (входящее в холдинг "Вертолеты России") обязалось поставить около 25-ти вертолетов Ка-52 "Аллигатор" для российской армии. Только в 2010 году выручка авиапредприятия от продажи 7-ми вертолетов и, так называемых, спец.изделий (ПРК "Москит" и др.) должна составить 8 миллиардов рублей.

В последние дни, по словам зампредседателя профкома ОАО "Прогресс" Андрея Никулина, ситуацию, связанную с повышением заработной платы на предприятии, удалось сдвинуть с "мертвой точки", и окончательно (по оптимистичным прогнозам) она должна разрешиться весной текущего года.

Напомним, на днях Приморский краевой суд отменил решение Арсеньевского суда, которым тот признал требования 13 работников авиазавода к работодателю неправомерными. Речь шла о зарплате, которая не индексировалась в течение трех лет - на предприятия люди до сих получают по тарифным ставкам 2007 года.

Предписание о необходимости индексации зарплаты на "Прогрессе" было вынесено трудовым инспектором еще в декабре прошлого года. Однако руководствуакционерного общества удалось оспорить этот документ через Арсеньевский городской суд. В свою очередь, трудовая инспекция обжаловала его в Приморском краевом суде. Теперь, по словам Андрея Никулина, ожидается, что соответствующий вопрос, так же, как и в случае с 13-ю работниками предприятия, будет рассмотрен краевой инстанцией. Ее заседание состоится уже 9 марта.

Андрей Никулин напомнил о ситуации лета 2009 года, когда в разрешение затянувшегося конфликта между трудовым коллективом "Прогресса" и его администрацией была вынуждена вмешаться рабочая группа, в состав которой вошли известные приморские политические деятели – члены партии "Единая Россия". Основным итогом работы "единороссов" в Арсеньеве стало заключение своего рода моратория до конца ноября - руководство "Прогресса" обязалось в оговоренный срок не сокращать работников предприятия, а также сохранить ежемесячные компенсации к тарифам и окладам.

Эту информацию подтвердил и экс-участник рабочей группы, советник губернатора Приморья, депутат Думы Владивостока, экс-командующий Тихоокеанским пограничным региональным управлением Павел Тарасенко. По его словам, профсоюз авиазавода согласился на время воздержаться от возобновлениятрудового спора. Кроме того, стороны договорились немедленно начать переговоры по вопросам поэтапного увеличения заработной платы.

Впрочем, за три месяца ровным счетом ничего не произошло. Более того, дирекция даже не попыталась стать инициатором индексации оплаты труда. Мотивировалось это, в первую очередь, тем, что текущая зарплата выдается в срок, а на ее повышение средств в заводских "сусеках" попросту нет. То есть, авиапредприятие не может свободно распоряжаться кредитными средствами, выделенными ему для выполнения госзаказа. Но если суд все же обяжет увеличить зарплаты, как того требует трудовое законодательство, это, по убеждению управленцев "Прогресса", неизбежно приведет к вынужденному сокращению штата и, более того, нарушению сроков выполнения госзаказа.

Диаметрально противоположного мнения придерживается председатель профкома завода, депутат городской Думы Арсеньева Юрий Климович. Он считает, что дирекция акционерного общества элементарно экономит деньги за счет своих работников. В итоге только за прошлый год с "Прогресса" из-за низких окладов уволилось 850 перспективных молодых специалистов – почти каждый пятый работник авиапредприятия. В поисках достойной оплаты своего труда люди уехали во Владивосток и Большой Камень. "Именно вакуум, образовавшийся в трудовых коллективах после масштабного оттока квалифицированных кадров, может стать первопричиной срыва исполнения государственного заказа", - подчеркнул Климович.

По словам председателя профкома, сейчас заработки специалистов среднего звена на авиазаводе не превышают 13.700 рублей (в администрации ОАО "Прогресс" утверждают, что эта цифра выше на 400 рублей) – для семейного человека с неработающими домочадцами этого как раз хватает на оплату жилья, детского сада и необходимый продуктовый набор. По статистике, прожиточный минимум в Арсеньеве примерно равен 6.800 рублей, а за услуги ЖКХ владельцы 2-х и 3-комнатных квартир в среднем ежемесячно выкладывают до 4-х тысяч рублей. Юрий Климович рассказал, что этой зимой ситуация на "Прогрессе" порой доходила до абсурда – в профсоюзный комитет (!) обращались люди, которым не на что было купить себезимнюю одежду. Особо нуждающимся выдавали "крохи" из кассы профсоюзных взносов…

Между тем, с позицией заводского профкома в корне не согласен генеральный директор ОАО "Прогресс", депутат Законодательного Собрания Приморья Юрий Денисенко, который считает, что профсоюзный лидер "Климович и иже с ним занимаются чистой воды популизмом, ратуя за повышение зарплат работникам всех специальностей на предприятии". По словам Юрия Петровича, индексация оплаты труда на "Прогрессе" всегда проводилась и будет неукоснительно проводиться в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства. А динамика роста заработка по итогам прошлого года даже превысила показатели 2007 года более чем в 2 раза.

Глава авиапредприятия, правда, сделал существенную оговорку – прибавки к зарплате из дополнительных фондов получают преимущественно высококвалифицированные ведущие специалисты, "согласно росту уровня их профессиональной подготовки. Таковые могут зарабатывать в месяц и по 25, и по 30 тысяч рублей. С другой стороны, на предприятии много людей, которые с точки зрения эффективности, работают достаточно низко. И если таковых не устраивает зарплата в 6-8 тысяч, соответствующая их труду, то они вправе искать более высокие оклады в других местах", - подчеркнул Юрий Денисенко.

Для сравнения, труд специалистов того же уровня на предприятиях холдинга "Вертолеты России" оценивается, как минимум, на треть выше. Например, по информации начальника отдела экономики Улан-Удэнского авиазавода Любови Кадиловой, средняя зарплата на производстве составляет более 19-ти тысяч рублей. А на Новосибирском авиаремонтном заводе, по сведениям ведущего специалиста планового отдела Галины Сиротиной, работники в среднем зарабатывают 18,5 тысяч. При этом администрации обоих предприятий – "корпоративных братьев" приморского "Прогресса" - скрупулезно следят за тем, чтобы минимальные оклады рабочих низших квалификаций всегда были выше прожиточного минимума, установленного в регионах.

В начале весны "история с индексациями" на авиазаводе должна получить очередной виток: иски его трудового коллектива вновь рассмотрит Арсеньевский городской суд. По мнению профсоюзных лидеров, на этот раз руководству акционерного общества предстоит окончательно определиться с путем дальнейшего развития предприятия – либо за счет грамотно выстроенной экономически политики, либо благодаря экономии на собственных специалистах.

Руководитель общественной приемной Владимира Путина в Приморье, депутат краевого Законодательного Собрания Татьяна Заболотная:

- Заработная плата должна выплачиваться полностью и в срок, это, безусловно. Другое дело - экономическая ситуация на том или ином предприятии Приморского края.

Позволяет ли экономика своевременно индексировать зарплату или нет? Нельзя же, в самом деле, резать курицу, которая несет золотые яйца!

Что же касается ситуации на ОАО "Прогресс", то могу сказать, что я знакома с ней только понаслышке, по большей части, из сообщений прессы. В любом случае никто из представителей трудового коллектива "Прогресса" или профсоюза компаний в общественную приемную Владимира Путина пока не обращался…

Поделиться:

Наверх