59,14 ↓ 100 JPY
90,05 ↓ 10 CNY
63,85 ↓ USD
53,72 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+13° ветер 3 м/c
EN
22 сентября
Воскресенье

Экономика

Компьютеры в Приморье подешевели благодаря кризису

Фото: http://pics.rbc.ru
Экономический кризис заставил продавцов компьютерной техники в Приморье снижать цены

Хотя сами ритейлеры признают, что Дальний Восток финансовые трудности затронули в наименьшей степени

Мировой финансовый кризис, как ни странно, в целом благоприятно сказался на рынке компьютерной техники Приморского края. Ритейлеры, правда, считают, что Дальний Восток финансовые трудности затронули в наименьшей степени. Последствия экономической нестабильности скорее положительные: продавцы были вынуждены снижать маржу и задуматься об оптимизации бизнеса, а потребители стали осторожнее относиться к кредитам.

- Рынок компьютерной техники зарождался во Владивостоке в 90-е годы. Это были самые демократичные и интересные времена, - вспоминает генеральный директор компании "Технопарк" Никита Шепетков. - В городе работало порядка 60 компаний: была честная, открытая конкуренция. Сейчас большинства из них не осталось, компьютеры продают всего около 5 крупных компаний.

В настоящее время компьютерный рынок - один из самых высококонкурентных, демократичных и наименее криминальных. Более того, если на все товары цены неизменно растут, то на компьютерную технику плавно снижаются.

Кредитов - меньше, запросов - больше, цены - ниже

- Владивостоку, на мой взгляд, кризиса удалось избежать, - считает коммерческий директор компании "Компьютерный Центр ДНС" Сергей Мещанюк. - То, что мы называем кризисом, Дальневосточный регион затронуло в наименьшей степени. Действительно, серьезные изменения произошли в отдельных сферах, но в целом, тряхнуло не сильно. На продажи компьютерной техники в Приморье кризис повлиял слабо.

Однако, по мнению директора другой владивостокской компании, кризис повлиял на рынок компьютерной техники, равно как и на любой другой.

- Все просто - уменьшились доходы населения, упал спрос, - уверен собеседник агентства, пожелавший не раскрывать свое имя. - Также экономическая нестабильность привела к уменьшению товарных запасов компаний, поскольку стали жестче условия кредитования, а займы менее доступными. Правда, со второго квартала 2009 ситуация смягчилась. В целом это даже оздоровило экономику, многие вынуждено задумались об оптимизации бизнеса".

- Кризис повлиял, прежде всего, на количество выдаваемых кредитов, - продолжает директор по продажам компании "А 11" Юрий Шутов. - Причем люди и рады бы брать займы, но условия банков слишком жесткие. Однако есть и положительные моменты: нашу компанию экономическая нестабильность, например, подвигла на снижение цен. В целом, на мой взгляд, рынок стал более цивилизованный - исчезли бешеные накрутки на товары. Покупатели же стали вдумчивее и осторожнее, однако, что касается нашей компании, то у А11 продажи не снизились.

- Покупок в кредит в недавнем прошлом действительно стало существенно меньше, - подтверждает Сергей Мещанюк. - Это легко объясняется тревожными ожиданиями и осторожностью в смутные времена, как со стороны клиентов, так и со стороны кредитных организаций. Сейчас все налаживается, но к кредитам стали относиться более взвешенно.

Одна из особенностей современного местного компьютерного рынка и в том, что весь товар идет из центра страны, и цены на отдельные линейки могут быть гораздо ниже, чем в Москве. Продавцы просто вынуждены делать накрутки меньше.

- Казалось бы, заводы по сборке компьютеров мировых компьютерных гигантов - Intel, IBM, SONY, Sumsung - расположены в Китае, потому что там не только дешевая рабочая сила, но и высочайшая культура труда, - рассуждает Никита Шепетков. - Однако во Владивосток товар все равно идет через Москву. Это связано с тем, что Россия, во-первых, сверхцентрализованная страна, а во-вторых, с особенностями транспортной и таможенной системы. Кроме того, емкости региональных рынков ограничены, а производителям просто не выгодно продавать маленькие партии. Поэтому московские дилеры делают огромные заказы, получая существенные скидки и упрощая доставку".

Нетбук и ноутбук: кто кого?

Как правило, большинство клиентов местных специализированных компьютерных магазинов - это частные лица. Интересно, что, по словам экспертов, сегодня

многие покупатели разбираются в технике даже лучше продавцов. Но в целом, отмечается снижение интереса среднего покупателя к содержимому компьютеров. Продавцы также отмечают, что приморцы чаще отдают предпочтение японским брендам, таким как Sony, Toshiba и другим. Видимо, эта нация своими автомобилями навеки завевала наше доверие.

Что касается новых тенденций на рынке, то в целом, ничего по-настоящему революционного за последнее время не произошло. Специалисты выделяют устойчиво высокий спрос на мобильные компьютеры, в остальном все развивается стабильно: компьютеры стали еще мощнее, мониторы шире, телевизоры тоньше... Новые технологии позволяют создавать интересные продукты или делать доступнее существующие.

- На основные группы товаров спрос не изменился, но есть тенденция, с кризисом никак не связанная: падает спрос на домашние компьютеры, - говорит Юрий Шутов. - Просто люди сегодня выбирают мобильность и отдают предпочтение ноутбукам. Популярность нетбуков сейчас наоборот снижается. Сначала они действительно пользовались спросом, но затем народ понял, что их мощности сильно ограничены. Эти машинки созданы исключительно для работы с офисными приложениями и Интернетом.

Купил утюг, а с ним и монитор...

Сегодня компьютер - уже не устройство для избранных, он стал центром развлечения и общения, который доступен каждому. Еще несколько лет назад при покупке компьютера привлекали "знающих" людей, которые вели в определенное место и помогали выбрать нужный агрегат. Теперь в этом нет необходимости. Эту технику покупают люди разных возрастов и социальных статусов, причем многим удобно приобретать его там же, где брали холодильник. Этим и обусловлено то, что сегодня компьютеры продаются в сетях бытовой техники.

- Это нормальный процесс развития, - уверен Сергей Мещанюк. - Активным компаниям свойственно пробовать что-то новое, и если бытовые сети расширяют ассортимент компьютерами, то компьютерные компании - цифровой техникой. Чем больше магазинов предлагает компьютеры и комплектующие, тем лучше и для покупателя, и для продавцов. Это формирует конкурентный рынок и снижает цены. А участников рынка держит в тонусе и мотивирует к развитию и улучшению качества товаров и обслуживания.

- У нас был опыт отделения компьютерной техники от цифровой и бытовой, - рассказывает Юрий Шутов. - Но практика показала, что потребителям не нужен специализированный магазин с огромным ассортиментом компьютеров и комплектующих. Сейчас мы объединили всю цифровую технику и компьютеры: это выгоднее компании (не нужно арендовать два магазина) и удобнее покупателям. Не знаю, как обстоят дела у сетей бытовой техники, но так как ассортимент они постоянно расширяют, видимо компьютеры и там пользуются спросом.

Однако есть мнение, что современным ЭВМ не место рядом с утюгами и стиральными машинами: "Я бы не советовал приобретать компьютеры в магазинах бытовой техники, - настаивает Никита Шепетков. - Дело в том, что обслуживание будет лучше в специализированном компьютерном магазине, где есть свои инженеры. В случае неполадок вы обратитесь к специалистам, которые свои "машины" хорошо знают, аппарат у вас сразу заберут и быстрее починят. А из сетевой точки вас могут отправить в сервисный центр, который вам ничего не продавал. Причем компьютер придется везти самостоятельно. То есть больше проблем и хуже обслуживание".

Как бы там ни было, главное, что у потребителя сегодня есть выбор – где, что и по какой цене покупать. А недавние изменения на рынке компьютерной техники лишний раз подтвердили – все, что не делается, все к лучшему, даже если речь идет о кризисе, изрядно "потрясшим" мировую экономику. Финансовая нестабильность в Приморье помогла и покупателям и продавцам: первым стать осторожнее и внимательнее к кредитам, вторым – оптимизировать бизнес.


Наверх