66,33 ↓ USD
75,58 ↓ EUR
97,97 ↓ 10 CNY
19 января
Суббота

Общество

Строить новую Россию будут бакалавры и магистры

Государственная дума во втором чтении приняла законопроект о переходе на двухуровневую систему высшего образования.

Юлия Сергеева
Согласно документу, первая ступень - бакалавриат - предусматривает четырехлетнюю подготовку квалифицированных рядовых сотрудников, которым будет обеспечена возможность работы на исполнительских должностях в производственной или социально-экономической сферах.
На втором уровне высшего образования будущие магистры и специалисты будут учиться от двух (для закончивших бакалавриат) до пяти и более лет (это относится к профессиям, обеспечивающим "безопасность личности и государства"). Таких студентов собираются учить, исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы. Они должны быть готовы к научно-исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе, для чего пройдут углубленную профессиональную специализацию.
- Российские студенты получат корочки международного образца, с которыми при желании смогут повышать свою квалификацию в зарубежных университетах, - объяснил смысл реформы зампред Госдумы Владимир Катренко, - реформа высшего образования проводится в соответствии с международными обязательствами России по участию в Болонском процессе, в котором участвуют уже более пятидесяти стран, в числе которых практически все европейские.
Согласно законопроекту, у каждого уровня высшего образования будут свои государственные образовательные стандарты, самостоятельная итоговая аттестация. Правила приема установит Минобрнауки, однако они не будут существенно отличаться от ныне действующих. Кроме того, сохраняется порядок предоставления отсрочки от призыва на военную службу, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.
Комментарии
Михаил Гузев, член-корреспондент РАН, главный ученый секретарь президиума ДВО РАН:
- Я причисляю себя к сторонникам устойчивых условий развития образования. Поэтому к идее двухуровневой системы отношусь спокойно.
С одной стороны, она дает нашей молодежи возможность приобщиться к мировой культуре, повышать свой уровень в других странах. С другой - истоки нашего высшего образования идут еще из царской России. В ведущих вузах сложилась своя особенная система обучения, свои традиции, и, конечно, университет университету рознь. Непростой вопрос и с наполнением образовательных курсов, которые необходимо будет перестраивать. Например, математический анализ студентам сегодня читается два года. А что от него останется в новых условиях?
Так что грести всех под одну гребенку, вероятно, не следует. Возможно, учебным заведениям должна быть дана определенная свобода. В частности, за рубежом есть вузы, придерживающиеся Болонской конвенции, а есть и работающие по своим условиям.

Ольга Болотина, директор Восточного института ДВГТУ:

- Мое отношение к законопроекту - неоднозначное. Наверное, есть специальности, которые можно перевести на бакалавриат (в нашем университете такая система действует уже давно), но переводить все российские вузы на один стандарт, по-моему, неверно.
Двадцать лет назад я работала в Пекинском университете иностранных языков, где уже тогда был бакалавриат, и после него редко кто продолжал образование. Я думаю, что и в России на дополнительные год-два учебы решатся не все.
В то же время специфика нашего института предусматривает обязательную зарубежную языковую практику на втором-третьем курсах. И если студенты будут учиться четыре года, им просто некогда будет осмыслить и проанализировать полученные знания. За четыре года подготовить специалиста по восточному языку невозможно! На последнем курсе ребята проходят преддипломную практику, посещают специальные семинары, одним словом - получают уверенность в своих силах.
К сожалению, в России на протяжении века всех стремятся привести к единому стандарту. Но ведь существует же прекрасно зарекомендовавшая себя форма - специалитет. Для тех, кто желает обучаться дальше, - аспирантура... И кто сказал, что наш диплом специалиста в мире не ценится, а бакалавры сразу будут востребованы? Там и своих бакалавров хватает. Наверное, здравый смысл здесь все-таки должен победить.
Виктор Соловьев, проректор по учебной работе Московского института стали и сплавов:
- Сегодня проблема заключается в дефиците специалистов высокого уровня, которые могут самостоятельно исследовать, проектировать и управлять. Мы можем готовить таких выпускников. На первом уровне это будет бакалавр. После окончания вуза он сможет поработать, получить практический опыт и прийти в магистратуру с четко выраженными целями.
Новая образовательная модель прежде всего будет строиться по принципу конкурентоспособности и практичности. Планируется разрабатывать обучающие программы в партнерстве с ведущими компаниями отрасли, которые и будут принимать будущих выпускников инженерных специальностей.


Наверх