57,15 ↓ 100 JPY
95,42 ↓ 10 CNY
63,96 ↓ USD
56,27 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
-1° ветер 2 м/c
EN
22 апреля
Понедельник

Общество

Берегитесь древние греки, янки наступают!

"Перси Джексон и похититель молний": новые рецепты американского подросткового развлекательного фильма

Егор Лем

год - 2010

страна - США

слоган - "Его судьба решит наше будущее"

режиссер - Крис Коламбус

сценарий - Крэйг Титли, Рик Риордан

продюсеры - Майкл Барнатан, Томас М. Хэммел, Марк Морган

оператор - Стивен Голдблатт

композитор - Кристоф Бек

жанр - фэнтези, приключения

бюджет - $95 000 000

сборы в США - $31 100 000

сборы в мире - + $28 000 000 = $59 100 000

сборы в России - $3 600 000

сюжет

Главный персонаж — мальчик, узнавший, что его род берет начало от греческого бога. В сопровождении сатира и дочери Афины он отправляется в опасное путешествие, чтобы примирить богов. На протяжении всего фильма храбреца пытается остановить целый сонм мифологических врагов. Его также ждет встреча с отцом и оракулом, предсказывающим предательство друга.

Поскольку гаррипоттеровская кинематографическая франшиза медленно, но неуклонно подходит к концу, продюсеры в спешке просматривают ее будущих преемников. Вроде Стефани Майер подхватила стремительно падающее знамя "напиши книгу для подросткового обожания", но скоро и ее время закончится. Поэтому на свет вытаскиваются так называемые "бестселлеры", в книжных магазинах занимающие почетное место среди новинок (как правило, через пару месяцев благополучно переходя в утиль).

"Перси Джексон и похититель молний" (готовьтесь, есть все признаки новой франшизы) - типичный представитель этой серии. Причем фильм нисколько не стесняется своего небольшого налета заимствования. Имя режиссера картины только усиливает этот извечный мотив творчества. Крис Коламбус, снявший две первые части "Гарри Поттера" (самые детские и невинные), усиленно пытается доказать, что его рано списали с корабля, адаптируя греческую мифологию для детей начальных американских учебных заведений. По незамысловатому сюжету, юноша по имени Перси Джексон преспокойно живет себе и даже не подозревает, что он оказывается сын Посейдона. А тот в свою очередь, средний брат в троице олимпийских богов. И от них земные женщины рожают ну крайне редко, раз в лет так сто (примерно так же, как и выросшие в неволе панды). Правда режиссер пытается подсказать в начале фильма, что мальчик-то, дескать, необычный – умеет задерживать дыхание под водой на 8 минут (хотя русский школьник вполне может признать в Перси беляевского человека-амфибию). На нового Паттинсона, правда не тянет, но Коламбус скорее всего просто не терпит гламура и вычурной красоты. Всеми силами намекая, что главный герой современного американского фэнтези должен быть как можно более неказист, чтобы его можно было легче отождествлять со среднестатистическим американским подростком.

Дальше, больше. За два часа экранного времени выясняется, что на самом деле Горгона Медуза выглядит как Ума Турман и ее смертоносного взгляда хватает еще на много раз после физической смерти (прям, как орбит-клубника), кентавр Хирон давно перестал обучать Геракла, а вместо этого набрал себе в штат малолеток-полубогов, Аид приобрел внешность изрядно постаревшего Оззи Осборна, а Персефона превратилась в похотливую мадам, только и желающую, чтобы соблазнить чернокожего (йиииха!) сатира. Замаскировавшись более-менее приличным экшеном (выкидышам отечественного мейнстрима до "Перси" так же далеко, как пешком из Владивостока до Нью-Йорка) и достаточно хорошего уровня спецэффектами, история Коламбуса на самом деле вскрывает извечную проблему американского общества – исторической безотцовщины. Вроде бы Англия и должна была оставить неизгладимый отпечаток на американской культуре, но как-то не сложилось. Новый свет всегда тянуло к культурам более древним, оставившим след в вечности – древнеримской или древнегреческой. "Перси Джексон" в какой-то момент задается вопросом, подобно культовому герою фильма Бакура Бакурадзе – "Леша я или не Леша?" Почему древнегреческого бога Аполлона зовут так же, как и американскую космическую станцию? И когда, наконец, экранизируют комикс про Геракла, где он будет героически разрывать пасть немейскому льву, обагряя яркой и ненатуральной кровью голубой экран? Наверное, ответы на эти вопросы, среднестатистические американцы так и не найдут. Вестерн, как недолгое кинематографическое явление давно заметно выдохся, поэтому приходится черпать силы из более глубоких источников.

При таком поверхностном подходе Эсхилла всегда будут путать с Ахиллом, а мифологию древней Греции с комиксами про древних супергероев в туниках. Даже вроде бы предельно упрощенной формы, в лице популярной книги Куна американским подросткам видимо все равно не понять. Поэтому американские "новомифологи" подобно падчерице садистке Юленьке будут каждый раз выдергивать хребет из тела древних греков или римлян. Зато как же экс-Джеймс Бонд Пирс Броснан необычен в виде получеловека-полулошади, а вроде приличная актриса Розарио Доусон в роли ненасытной секс-фурии. Впрочем, если вести речь об этой киноиндустрии, то она развита в Америке куда лучше остальных. И чтобы к ней прикоснуться и впитать, достаточно включить платный канал. Ну, или купить тематический ДВД. Хотя если на минутку отвлечься от великосветского снобизма отечественных блокбастеров и повернуть ситуацию на 90 градусов, то Перси Джексона вполне можно назвать похитителем Черных молний. Только, чтобы украсть уже украденное, много ума не надо.

Поделиться:

Наверх