58,33 ↓ 100 JPY
93,32 ↑ 10 CNY
64,42 ↓ USD
54,13 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+20° ветер 1 м/c
EN
23 мая
Четверг

Общество

"Город вурдалака": социальный заказ, лишенный убедительности

Приморский краевой драматический театр Молодежи адаптировал пьесу Василия Сигарева на свой лад

Егор Лем

Драматургия Василия Сигарева обладает эффектом оглушения. Словно идешь по темному переулку, а тебя сзади огревают по голове тяжелым пыльным мешком. "Волчок", наделавший шуму на Кинотавре, скандальная пьеса "Пластилин" под руководством не менее одиозного, чем Сигарев режиссера Кирилла Серебренникова, переведенные на многие языки мира "Черное молоко", "Божьи коровки возвращаются на землю…" Екатеринбуржец рассказывает о, вроде бы, привычных вещах, но как-то злободневно, остро. Его пьесы наполнены звенящей пустотой людского непонимания, отчуждения. Чернуха, завернутая в обложку новой русской драмы, без дидактических обобщений и натянутых хэппи-эндов. Куски из нашей с вами жизни. В чем-то гипертрофированные, ирреальные, но заслуживающие того, чтобы их увидели и обратили внимание. То, от чего нельзя откреститься и просто-напросто забыть как страшный сон.

Действие пьесы "Семья вурдалака" происходит в маленьком провинциальном городке и рассказывает о нескольких днях жизни наркомана Романа и его родственников. Приморский краевой драматический театр молодежи, поставивший спектакль под названием "Город вурдалака", сместил авторские акценты и по свому переиграл финал. Конечно, это интерпретация, но некоторые аспекты пьесы немного выпали из канвы повествования. Бытовой нескончаемый ад – хрущевка со старым югославским гарнитуром и почти полной библиотекой собраний сочинений Ленина у режиссеров Виктора Галкина и Лидии Васютиной предстают почти в том же виде. Хорошо сохранена рваная эстетика пьесы (оригинальные диалоги, почти не тронутые владивостокцами) и ее персонажи - быстро постаревшие из-за "болезни" сына родители, порывистая и горячая девушка Марина, обуреваемый ломкой главный герой.

А вот посыл у театра молодежи заключен совершенно в ином. И это неудивительно – очевидная цель постановки пьесы (она совершенно четко обозначена внизу рекламной афиши спектакля). То, что у Сигарева было одномоментным действием без причин и последствий (в этом и заключается ужас повседневности), в трактовке владивостокского театра растянулось длинными флэшбеками, объясняющими чуть не каждое действие главного героя. И это, знаете ли, как-то обыденно. И не страшно, ввиду своей законченности и объяснительности (на чем, кстати, чуть не погорел сам Сигарев, перековавшийся из театрала в кинорежиссера). То, что роль Марины специально расширялась для актрисы Марии Стратулат можно даже не сомневаться – лицедействовать она умеет, но порой вот чересчур заигрывается. Впрочем, тут она во многом схожа с манерой игры Яны Трояновой из кинематографического "Волчка". Роднит их также тот факт, это у Сигарева всегда витает между строк. Герои у екатеринбуржца почти всегда маргиналы, так называемое быдло, и это точно схватывается нашими местными театралами.

Ну а в остальном… Это, как говорится, кто, что хотел. Прийти к выводу, что наркомания – это болезнь и от нее оказывается можно умереть – несложно. А вот сделать так, чтобы каждый зритель понял, что главный смысл пьесы в том, что вся семья состоит из вурдалаков и их несчастья во многом спровоцированы ими сами, и нет тут злого промысла судьбы – сложнее. Адаптировать недидактический посыл в социальный дилемму для современного зрителя. Заставить его подумать. Что чума эта гораздо опаснее и шире одного из ее компонентов, что больно само общество. Гораздо проще заявить постфактум – "Наркотики – это плохо". Но это можно услышать и на уроках ОБЖ в школе. От этого проблема не исчезает. Общество сейчас можно разбудить только, если хлестать его по щекам с удвоенной силой. А для очередной галочки можно включить телевизор. Посмотрел и забыл. Главное, чтобы чума прошла стороной от твоего дома.

Справка

Василий Сигарев родился в 1977 году в городе Верхняя Салда Свердловской области. Учился в Нижнетагильском педагогическом институте. Ушел с 3-го курса и поступил в Екатеринбургский театральный институт на курс драматургия семинар Николая Коляды. В 2009 снял фильм "Волчок" по собственной пьесе (главный приз Кинотавра и лучшая женская роль).

Литературные премии:

"Дебют-2000" ("Пластилин")

"Антибукер-2000" (за пьесу "Пластилин")

"Эврика-2002" ("Черное молоко")

"Evening Standard-2002" ("Пластилин)

"Новый стиль-2002" ("Божьи коровки возвращаются на землю")

Участник драматургических фестивалей Любимовка-2000, Щелыково-2000 и Bonner biennale-2002.

Поделиться:

Наверх