66,36 ↑ USD
75,55 ↓ EUR
97,74 ↓ 10 CNY
22 января
Вторник

Общество

Добро пожаловать в мир Терри Гиллиама

Автор фото: www.kinopoisk.ru
Добро пожаловать в мир Терри Гиллиама

"Воображариум доктора Парнаса": Готовы ли вы разрушить устоявшиеся каноны бытия?

Егор Лем

год - 2009

страна - Канада, Франция, Великобритания

слоган - "Какова цена его бессмертия?"

режиссер - Терри Гиллиам

сценарий - Терри Гиллиам, Чарльз МакКоуэн

продюсеры - Эми Гиллиам, Терри Гиллиам, Сэмюэл Хадида

оператор - Никола Пекорини

композитор - Джефф Дэнна, Майкл Дэнна

жанр - фэнтези, приключения, детектив

бюджет - $30 000 000

сборы в США - $6 539 168

сборы в мире - + $46 829 676 = $53 368 844

сборы в России - $1 560 360

сюжет

Путешествуя по миру вместе со своей труппой, доктор Парнас дает возможность зрителям шоу пройти сквозь волшебное зеркало в фантастический мир. Однако магический дар Парнаса имеет свою цену: в течение многих веков он играет в азартные игры с самим дьяволом, который собирается прийти и забрать свой приз — дочь Парнаса Валентину. Но девушка влюбляется в загадочного незнакомца по имени Тони, который присоединяется к труппе в Лондоне…

В фильмографиях великих есть фильмы, в коих все мотивы творчества чудесным образом складывается в одну картинку, давая тем самым наиболее точный собирательный портрет художника. Насыщенные, буквально брызжущие авторской энергией. У Бергмана это "Фанни и Александр", у Федерико Феллини – "Амаркорд", у Луиса Бунюэля – "Смутный объект желания". Теперь такой фильм есть и у Гиллиама. Правда, путь к нему для режиссера был чрезвычайно тернист.

Съемки "Воображариума", напоминали собой одно большое стихийное бедствие – две смерти (актер Хит Леджер и продюсер Уильям Винс) и чуть было не добавившаяся третья (сам режиссер). Впрочем, Гиллиам часто работал в условиях, приближенных к боевым. К примеру, окончательный монтаж "Бразилии" пришлось зубами выгрызать у продюсера. Или бесконечные и пока что бесплодные попытки, наконец, доделать своего многострадального "Дон Кихота". Еще сэр Терри не понаслышке знаком с мистикой, витающей вокруг своих лент. Через несколько месяцев после выхода в свет "12 обезьян", мир охватила истерия по поводу лихорадки Эбола. Или фразы из сценария "Воображариума", которые после ухода из бренного мира Хита Леджера странным образом стали посмертной эпитафией молодому и талантливому актеру. Гиллиам выпутывался из многих передряг. Но его постоянно преследуют совпадения. Или жестокий рок, с которым режиссер вот уже на протяжении более чем двадцати лет ведет бой с переменным успехом.

Сюжетно "Воображариум" ­– классический рассказ о сделке с дьяволом, идейно – рассуждения Гиллиама о природе вещей со свойственным режиссеру чувством юмора. По огромным городам, лишающих человека самого главного, что у него только может быть – мечты, одиноко бредет повозка с аттракционом доктора Парнаса. Кто заглянет на огонек, сможет на короткий миг пробраться туда, куда до этого удавалось заглянуть лишь в детстве. В собственное воображение. Мечта сменилась неоновыми вывесками реклам. Люди оскотинились и поглупели, почти никому нет дела до старика и его цирка.

Легче всего было бы предположить, что под Парнасом Гиллиам подразумевает себя – уставший постоянно бороться с ветряными мельницами Дон Кихот, понимающий всю тщетность своих усилий. На это указывает много координат – будь то рассуждения о том, что люди разучились путешествовать по своему воображению, заперевшись в коробках с четырьмя стенами (совсем как в "Бразилии"), мотивы эскапизма ("Король-рыбак") или то, что много мечтать иногда бывает вредно ("Приключения барона Мюнхгаузена"). Обилие цитат из прошлых фильмов делает из "Воображариума" нечто напоминающее личный дневник режиссера. Хотя, по сути вся фильмография подданного английской королевы американца – одно большое зеркало в другой мир, где Гиллиам выполняет своеобразную роль проводника. Но Терри, сам попавший в зазеркалье, воплощается практически во всех персонажах. Он и Парнас, и его дочь, и обаятельный мистер Ник (известный так же как дьявол). Здесь Гиллиаму комфортнее всего, он словно бог в созданном собой мире, как Гренуй из "Парфюмера" устанавливает свои правила игры, сгорает и возрождается из пепла снова. Заключает сделку со зрителем и издевается над ним. Хохоча, как ребенок виртуозно вспоминает все обиды алчным продюсерам (в фильме это мошенник-хамелеон Тони), нахально лезущим в его воображение. С пайтоновскими шутками-прибаутками смеется над теми вещами, над которыми как-то не принято. И в "Воображариуме" режиссер, наконец, отыскал то, что не давало его неприкаянным блаженным персонажам постоянно бежать вперед без оглядки.

Вечно суетной мир на короткий миг распался на мелкие частицы на огромном и девственно чистом листе бумаги. Мир у Гиллиама вернулся в свое первоначальное состояние, когда еще ничего не было придумано. И с молниеносной скоростью калейдоскопа все снова возвратился на круги своя. The winner takes it all. Телевидение подмяло под себя театр, реклама захватила человеческое сознание, блокбастеры начали массированную атаку на авторское кино. Вся история – победа сильного воображения над более слабым. И победитель вел себя, как и полагается, навязывал свои условия и правила игры. Манипуляции, подмена понятий и приоритетов. Обман, приведший к тому, что люди, даже поднапрягши свои скудные воображения, в самых сокровенных мечтах представляют то, что рекламируют по телевизору и интернету. Но самый главный обман у Гиллиама – это религия. И если Триер в "Антихристе" проверял на прочность католичество, придя к выводу, что христианская доктрина не в силах ответить на все вопросы верующих, то Терри замахнулся на большее. Ни одна из представленных на белом свете религий неспособна разъяснить иррациональность окружающего мира, в котором возможно все, даже извечное противостояние бессмертного доктора Парнаса и дьявола-эстета мистера Ника. Впрочем, Гиллиаму не в первой злобно подшучивать над желанием любой религии подчинить себе человека, ввести в транс и заложить свою программу в подсознание. Еще, будучи в составе комик-труппы "Монти Пайтон" режиссер смачно растаптывал веками устоявшиеся доктрины. Но смеялся Гиллиам всегда над человеком, надеясь, что бог, его юмор способен понять больше. Режиссер, как гипнотизер, пытается вывести своего зрителя из того состояния, в которое его вводят желающие поманипулировать. Ведь даже одному человеку можно создать целый окружающий мир при помощи своего воображения. По мнению американца, оно и есть сама жизнь.

Разбудить человека, заставить его думать и выбирать верный путь, не слепо повинуясь чьим-то бездушным командам – вот конечная цель Гиллиама-художника. Это жестокая и прекрасная сказка режиссера. Но по-другому он просто не умеет. Не зря же Терри все же пришлось заключить контракт с дьяволом и столько лет терпеть все козни злого рока. Ведь если он не смог победить неутомимого пайтоновца, то тогда на это способна лишь старуха с косой. Хотя вполне возможно Гиллиам напоследок предложит ей сыграть партию в шахматы. Точь в точь, как у Бергмана.


Наверх