59,16 ↓ 100 JPY
90,35 ↓ 10 CNY
63,83 ↓ USD
53,97 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+8° ветер 3 м/c
EN
17 сентября
Вторник

Экономика

Порт Козьмино начал влиять на мировой рынок нефти

Фото: из архива "Н"
Порт Козьмино начал влиять на мировой рынок нефти

На восточных сырьевых рынках возник ажиотажный спрос на российское "черное золото"

Рост котировок нефти на мировых торговых площадках связывается не только с прогнозируемым сокращением запасов в США — всплеск цен отмечен не только в Новом Свете, но и в Азии. Как отмечают эксперты, на восточных сырьевых рынках возник ажиотажный спрос на российское "черное золото". Крупнейшие потребители региона, такие как Китай, Япония и Южная Корея, активно скупают российский продукт. Из спецморнефтепорта Козьмино в Приморье с 28 декабря по 1 февраля (даже несмотря на двухсуточный простой из-за известной аварии с трубой) отгружен первый миллион тонн нефти сорта "ВСТО", пишет "Новая газета во Владивостоке".

Некоторые эксперты полагают, что если такая тенденция сохранится, то российские поставщики могут потеснить ближневосточных на азиатском рынке. С декабря, когда начались поставки по трубопроводу ВСТО, потребители стали проявлять повышенный интерес к российской нефти. По данным источников Reuters, такие крупные переработчики сырья, как японское подразделение ExxonMobil и южнокорейские GS Caltex и SK Energy, скупили половину всех январских поставок. Причем, как полагают эксперты, это далеко не предел, и если интерес к российским предложениям проявит Китай, то проблемы со спросом могут возникнуть у продавцов, предлагающих нефть того же качества, что и "Сургутнефтегаз", ТНК-ВР и "Роснефть". В частности, речь идет об одном из крупнейших поставщиков Омана.

В феврале 2010 года через конечную точку ВСТО планируется экспортировать второй миллион нефти в страны АТР. Один из первых продавцов — НК "Роснефть" — провела тендер на отгрузку шести 100-тысячных партий нефти с 8 февраля по 2 марта. Победителями стали дочерняя компания японской Mitsubishi — Petro Diamond, малазийская Petronas и международные трейдеры Vitol и Crudex.

Комментируя преимущества спецморнефтепорта в Приморье, начальник отдела инвестиционного анализа УК "Универ" Дмитрий Александров отметил, что "удобное транспортное плечо позволяет избежать проблем, связанных со штормами во время длительной транспортировки по морю и загруженностью проливов". В общей сложности предприятие, запущенное в конце декабря 2009 года премьер-министром Владимиром Путиным, за 2010 год должно отгрузить 15 млн тонн. По словам вице-президента ОАО АК "Транснефть" Михаила Баркова, это значит, что ежемесячно из порта Козьмино необходимо отправлять по 1 млн 200 тысяч тонн. Чтобы успевать отгружать нефть по графику, каждый месяц из конечной точки ВСТО должны отправляться либо двенадцать 100-тысячных, либо восемь 150-тысячных танкеров, уточнил Михаил Барков.

Уже сейчас наблюдается отставание от графика, наверстать которое будет сложно, считают эксперты. Г-н Александров также заметил, что российское сырье не сможет заменить ближневосточное. "Даже если объем поставок будет резко увеличен, удастся занять не более 10–11 % дальневосточного рынка. Проектная мощность ВСТО — 30 млн тонн. Даже с учетом возможного увеличения прокачки до 80 млн тонн никого вытеснить не удастся, поскольку совокупный объем потребления Кореи (110 млн тонн), Японии (240 млн) и Китая (400 млн) составляет около 750 млн тонн нефти в год", — пояснил эксперт. Более того, в пятилетней перспективе потребление нефти в регионе достигнет, по прогнозам аналитиков, 890 млн тонн (в основном за счет роста спроса со стороны Поднебесной), и доля российских поставщиков может даже сократиться. Впрочем, это уже будет зависеть от интенсивности освоения новых месторождений в нашей стране.

Поделиться:

Наверх