Ежедневные Новости
Владивостока
65,81 ↑ USD
75,32 ↓ EUR
94,94 ↑ 10 CNY
21 октября
Воскресенье

Экономика

Как во Владивостоке муниципальный транспорт возрождали

С начала 1990-х за счет бюджета город приобрел 60 автобусов, 15 троллейбусов и принял в дар 2 трамвая

3 февраля глава Владивостока Игорь Пушкарёв осмотрел первые 12 автобусов КАВЗ-4239, закупленные за счет бюджета и пришедшие в приморскую столицу из Кургана. Праздник получился со слезами на глазах: предшественников мэра обвинили в ликвидации муниципального транспорта. По мнению "Ежедневных новостей", нынешний градоначальник тоже приложил к этому руку.

Первые муниципальные пассажирские автобусы будут работать начиная с середины марта на самой протяженной городской линии - от железнодорожного вокзала до поселка Трудовое. По мере поступления остальных 18 автобусов, они пополнят в основном так называемые "проблемные" и отдаленные маршруты.

КАВЗ-4239 - трехдверный автобус вместимостью 88 пассажиров, включая 23 посадочных места. Большие окна водительской кабины обеспечивают хороший обзор и безопасность дорожного движения. Автобус оборудован откидным помостом для удобства посадки и высадки инвалидов-колясочников, а также местами для инвалидов в салоне.

Задачу возрождения муниципального транспорта нынешний мэр поставил с первых дней своей деятельности, сообщает пресс-служба администрации. Первые итоги многотрудной деятельности чиновников стали видны спустя год - в августе прошлого года, когда накнец был объявлен аукцион на поставку новых автобусов. Всего в бюджете города предусмотрели на эти цели 30 миллионов рублей, затем, на условиях софинансирования поступили средства из краевого и федерального бюджетов. В общей сложности 30 автобусов Курганского автозавода обошлись казне в 88,7 млн. рублей.

Пресс-служба Игоря Пушкарева, освещая выезд начальника на осмотр автобусов, не преминула бросить камушек в огород его предшественников. Заявив, буквально: "Сегодня во Владивостоке нет ни одной единицы муниципального пассажирского транспорта, который был постепенно ликвидирован предыдущими руководителями города".

Однако, очевидно, экс-мэры города не всегда выступали в роли ликвидаторов.

Последнее крупное приобретение автобусов за счет муниципальной казны во Владивостоке прошло в 1994 году, в эпоху первого мэрского срока Виктора Черепкова. Поставка 22 февраля на борту сухогруза "Анадырь" из корейского порта Ульсан тридцати новеньких "Аэросити-540" южнокорейской фирмы Хэнде стали первым пополнением автопарка со времени краха Советского Союза.

"С грохотом отъезжает в сторону тяжеленный, перегораживающий доступ в основной трюм сухогруза лацпорт, и наконец мы видим долгожданные автобусы, - писала тогда газета "Большой Владивосток". - Новенькие, сверкающие краской в стеклом машины чем-то напоминают до боли привычные нам "Икарусы". Но "Икарусов" мы с вами больше не увидим. С тех пор как непомерно выросли транспортные тарифы, доставка на Дальний Восток европейских марок автобусов стала весьма дорогим удовольствием. Поэтому "отлученный" от Запада Восток вынужден был обратиться к рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона.

Рабочие с грохотом отцепляют крепко привязанные цепями к грузовой палубе машины, в пришедшие с нами четыре водителя забираются в кабины и начинают прогревать моторы. Наконец на аппарели показывается первый автобус. Белый, с яркими красными и желтыми полосами на бортах. "Аэросити" медленно съезжает на причал и после некоторой заминки благополучно разворачивается на небольшом пространстве между "башмаком" и оградой автостоянки.

Не выдержав, за руль садится управляющий городом Владимир Гильгенберг и тоже начинает выгонять одну за другой сверкающие машины из трюма.

Колонна автобусов выстраивается на причале. К десяти часам вечера в трюмах "Анадыря" остается только шесть машин, у которых за время пути подсели аккумуляторы. После небольшого "консилиума" принимается решение перегнать все выведенные автобусы на базу ВПОГАТ, что на Днепровской, а потом вернуться за оставшимися с исправными аккумуляторами…

Вплоть до середины 2000 годов городская казна на новый муниципальный транспорт не тратилась. Причины понятны - лишних денег в городском бюджете не было, кроме того общественный транспорт стал поистине "золотой жилой" для коммерсантов. Поэтапно власти утратили контроль за автобусным парком на ул. Коммунаров, затем - двумя трамвайными - на Первой Речке и Луговой. Правда, при Юрии Копылове Владивосток получил в дар от Санкт-Петербурга два подержанных трамвая. Которые порой не имели возможность выйти на линии - в борьбе с неплательщиками энергетики периодически отключали трамвайно-троллейбусное управление от электричества. Зато мэрия наладила в те годы тесные деловые договорные отношения с авиастроительным заводом в Комсомольске-на-Амуре. Сюда по железной дороге доставляли на капитальный ремонт имеющийся трамвайный парк и авиастроители продлевали ресурс отходивших по десять-пятнадцать лет вагонов еще на девять лет.

При Владимире Николаеве больше повезло электротранспорту. В августе 2006 года на маршруты Владивостока вышли 15 новых троллейбусов. Они отличались комфортным салоном и непривычным обилием электроники: техперсонал окрестил тогда машины "умными троллейбусами". Торжественный митинг, посвященный приобретению, состоялся на разворотном кольце Покровского парка. Приветственные речи, осмотр техники гостями из столицы и колонна троллейбусов отправляется по своему первому маршруту - до завода "Варяг". Мягкость пассажирских сидений в новых троллейбусах оценил сам Николаев, отметивший: комфорт и безопасность — главное в пассажирских перевозках. Городу была обещана также покупка 5 новых трамваев.

С избранием Игоря Пушкарева концепция развития транспортной сети Владивостока снова поменялась. Теперь ставку делают не на затратный электротранспорт, а на автобусы. К тому же нынешнее руководство нисколько не отличилось от критикуемых предшественников: в конце 2008 года прекратилось движение троллейбусов до Фуникулера, летом 2009-го ликвидирован трамвайный маршрут № 7 "Баляева - Вокзал".


Наверх