58.33 ↓ 100 JPY
93.32 ↑ 10 CNY
64.42 ↓ USD
54.13 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+13° ветер 1 м/c
EN
23 мая
Четверг

Общество

Равнодушно, мимоходом

Мария Потапова

Есть несколько видов сочувствия. Есть сочувствие активное – это когда к упавшему на гололеде подбегут, помогут подняться и спросят, не надо ли проводить. Есть сочувствие пассивное – помогать подняться не будут, но обязательно пробурчат что-то типа "совсем страну довели, дерьмократы паршивые". И есть еще один вид сочувствия – самый лицемерный и невыносимый. Это когда не только подняться не помогут, но еще остановятся, посмотрят на упавшего, расстроенного человека и нравоучительно скажут: "А сам виноват! Нечего было по льду ходить, надо дома сидеть!"… И начнут развивать речь дальше: "Отсюда – мораль…".

Как ни странно, но в последнее время, на мой взгляд, подобным людоедским "сочувствием" все чаще грешат представители русской православной церкви. Любое несчастье, особенно – с жертвами, с болью – они стремятся истолковать, из человеческой трагедии – вывести мораль. Первым звоночком был пожар в клубе "Хромая Лошадь" в Перми, после которого в разного рода "православных блогах" (например, блог http://dim-perm.livejournal.com - "из жизни православных Перми") стали писать, что погибшие сами виноваты – пошли танцевать и веселиться в пост и что пожар и жертвы – это божья кара за, например, "выделение значительных денежных средств из краевого бюждета т.н. Музею Современного искусства, где периодически выставляются разоичного рода сомнительные "Евангельские проекты" и "Синие носы", с их нецензурной бранью и, мягко сказать, эротикой, рекламой наркотиков и содомского греха, попирание нравственных устоев общества". Читать это было невыносимо и горько, но утешала мысль – это говорят не, так сказать, официальные лица, не священники, а всего лишь с дуба рухнувшие, свихнувшиеся на лицемерии неадекватные люди.

Это равнодушное "сочувствие мимоходом", эта невероятная душевная черствость и духовная близорукость могли бы оказаться просто проявлением человеческой глупости (хотя все время думалось о том, что каков поп, таков и приход). Могли бы. Но…

А потом случилось землетрясение в Гаити. И в бой пошла тяжелая артиллерия. Патриарх Кирилл походя, между делом, назвал причины землетрясения. Оказывается, Гаити и гаитянцы – да-да, вы не поверите – сами во всем виноваты. На сайте fergana.ru был полный текст выступления патриарха (а не по-быстрому, после яркой реакции общества отредактированный вариант на сайте патриархии), в котором говорилось: "Одна страна развивается (то есть Доминиканская республика. – Прим. авт.), а на другой (Гаити. – Прим. авт.) превалирует преступность, ей сопутствуют экономические спады и политическая нестабильность. И именно эта часть острова — Гаити — была взорвана землетрясением". И далее: "…причиной нынешних бедствий на Гаити является также потеря нравственного облика жителями этой страны". По мнению главы РПЦ, жители Гаити могли бы избежать больших потерь и легче перенести тяжелые последствия после разрушительного землетрясения, если бы вовремя мобилизовались… В общем, сами виноваты, сказал пребывающей в коллапсе, разбитой и разрушенной стране и ее жителям благополучный откормленный дяденька с бородой, в дорогих одеждах, чистенький, носящий на руке часы фирмы Breguet из белого золота (ремешок – из кожи крокодила, стоимость примерно 36 тысяч евро, по сообщениям сайта gzt.ru). Сами виноваты, сказал он, вот не надо было грешить и надо было вовремя мобилизовываться, так и все бы у вас было хорошо. Если это, по мнению патриарха, образец христианского сочувствия и православного поведения, то у меня нет слов. Могу только посоветовать умному главе РПЦ снять с руки дорогую цацку и пожертвовать – хоть на нужды пострадавших на Гаити, хоть ближайшему детскому дому на 30 тысяч евро ремонт сделать.

Когда-то мне, наивной, казалось, что вера, в том числе православная, близость к богу должны будить в душах людей самое лучшее. В частности – доброту, любовь, милосердие. То самое активное сочувствие, о котором я говорила: подойти, помочь, поднять, довести до дому… Может быть, я ошибаюсь. Но мне почему-то кажется, что нет. Я права. А вот у "попов и приходов" что-то внутри сильно не так. Не по-христиански и не по-православному…

Поделиться:

Наверх