66,33 ↓ USD
75,58 ↓ EUR
97,97 ↓ 10 CNY
20 января
Воскресенье

Общество

Люди, которые ищут Бога под палящим солнцем армагеддона

"Книга Илая": Новый лик христианского постапокалиптического вестерна

Егор Лем

год - 2010

страна - США

слоган - "Одни готовы убивать, чтобы завладеть ею. Он готов убивать, чтобы защитить еe"

режиссеры - Альберт Хьюз, Аллен Хьюз

сценарий - Гари Уитта

продюсеры - Брэд Аренсмен, Иоланда Т. Кохрэн, Сьюзэн Дауни

оператор - Дон Берджесс

композитор - Аттикус Росс

жанр - боевик, драма, приключения, вестерн

бюджет - $80 000 000

сборы в США - $49 933 000

сборы в России - $2 056 823

сюжет

После вселенской катастрофы Америка превратилась в выжженную пустыню. По бескрайним дорогам, кишащим бандами, враждующими между собой за воду и еду, странствует мудрый Илай. Однажды он прибывает в мрачные края, где когда-то была цветущая Калифорния, а теперь это сущий ад, где бесчинствует тиран Карнеги.

В нашем мире все устроено самым гармоничным образом. На место умершего приходит новорожденный, жизнь сменяет смерть и наоборот. Но кто бы мог подумать, что постмодерн не умер, а просто перешел в другое состояние. Понемногу затухнув на почве авторского кино, он шагнул на ранее почти неизведанную для него платформу – интеллектуального блокбастера.

Картина братьев-близнецов Хьюз "Книга Илая" словно толстая энциклопедия жанров – в ней воедино собраны вестерн (доминирующий тип), клип, роуд-муви и компьютерная игра. Сюжет "Илая" как и многих постапокалиптических лент прост – загадочный мужик идет по выжженной пустыне туда, где, по его мнению, будет спасение от свалившихся на землю несчастий. По первым кадрам несложно определить, какими лентами в юности увлекались близнецы-режиссеры. "Безумный Макс" встречается с трилогией о "Человеке по имени Никто" Серджио Леоне, по пути прихватывая с собой в путь "Джанго" Серджио Корбуччи и "Рио-Браво" Говарда Хоукса. Все снято неторопливо, по-эстетски, со смаком – Илай (с обаятельной внешностью Дэнзела Вашингтона) красивыми и отточенными взмахами самурайского меча лихо расправляется с неприятелями на фоне серых пейзажей, словно позаимствованных из клипа "Boulevard of Broken Dreams" группы Green Day. Все отсылки аккуратно и красиво оформлены и упакованы, а некоторые даже повторяются по два-три раза, чтобы очевидно закрепить ожидаемый эффект.

Живописно расписав на экране разрушенный почти до основания мир (на лицо клипмейкерское навыки), братья практически упустили из виду развитие сюжета. Примерно после первой четверти фильма становится окончательно понятно, кто такой Илай, и что за книгу он так тщательно охраняет, однако режиссеров сей факт нисколько не смущает, поскольку они продолжают многозначительно подмигивать зрителю разномастными цитатами. По сути "Книга" - вольная экранизация целой серии компьютерных игр в виде вестерна – от культового "Fallout" до заслуженно забытого, как страшный сон многими геймерами "Сталкера", но с примесью религии. И поскольку фильм плоть от плоти американский, поэтому догматы христианства поданы здесь соответствующим образом. То есть топорно и сразу в лоб, без шанса на какую-либо иную трактовку. Когда запал на цитирование классики у братьев постепенно угасает, на первый план выходит религия. В этот момент серьезность авторов начинает зашкаливать, и их главный герой начинает мучиться вопросами поистине экзистенциального масштаба. Мало того, режиссеры еще ко всему прочему умудряются вспомнить и Рэя Брэдбери с его людьми-книгами и почему-то третью "Обитель зла".

Главная беда братьев состоит в том, что русский опыт емко назвал одной точно фразой – "Слишком хорошо, тоже нехорошо". Спору нет, прилежность, с которой они вылизывают до идеала картинку и заставляют своих персонажей лихо насвистывать бессмертные мелодии Эннио Морриконе, заслуживает похвалы. Но постмодерн давно изжил себя (лишь за исключением Тарантино), а отсутствие самоиронии (за редким исключением, человек в черном Джонни Кэш – привет) делает из фильма дурной анекдот, к тому же рассказанный в сотый раз. Все дело в выбранной интонации. Ведь еще Кевин Смит придумал шутку о 13-м апостоле, а Нил Маршалл едко высмеял Игги Попа и весь панк-рок. Поэтому не стоит снова с умным видом заводить речь о черном пророке (Мартин Лютер Кинг не мог бороться зря) и делать из харизматичного Тома Уэйтса форменное посмещише. Если ты, конечно, не хочешь показаться невеждой, к тому же еще и декламирующим неуместные юморески. Для начала хотя бы вручите в руки главному герою Веды вместо Библии.

Впрочем, одна шутка братьям все же удалась. Илай – он же Илия – библейский пророк, который должен возвестить миру о втором пришествии Христа. Следовательно, это попахивает апокалипсисом. Учитывая, что в мире "Книги" он уже случился, значит… при удачных сборах нас всех ждет продолжение фильма. Т.е второй армагеддон подряд. Хотя вряд ли эта шутка намеренна. Это примерно из той же серии, когда все совпадения случайны. Учитывая, что в предыдущей полнометражной работе – "Из ада" Хьюз работали с изначально переработанным на новый лад хорошо известным материалом и умудрились все равно его запороть, то ожидать от них нестандартной ревизии классики и не приходилось. Возможно, у этих людей просто нет чувства юмора и фантазии. Мы-то плавали, знаем, как это бывает.


Наверх