66,36 ↑ USD
75,55 ↓ EUR
97,74 ↓ 10 CNY
22 января
Вторник

Общество

Каждый летит навстречу своим мечтам

"Мне бы в небо": Вспомни о семейных ценностях и решай, что тебе с ними делать

Евгений Северин

год - 2009

страна - США

слоган - "История мужчины, готового ко всем пересадкам"

режиссер - Джейсон Рейтман

сценарий - Джейсон Рейтман, Шелдон Тернер, Уолтер Кирн

продюсеры - Али Белл, Майкл Бегг, Джейсон Блюменфилд

оператор - Эрик Стилберг

композиторы - Рольф Кент, Мэтт Мессина

жанр - комедия, мелодрама, драма

бюджет - $25 000 000

сборы в США - $58 873 000

сюжет

Райан Бинэм — корпоративный юрист, все время проводящий в командировках. Образцовый потребитель, он преуспел в корпоративных связях, чем не может похвалиться в личной жизни. Отношения на одну ночь для него просто часть длинного списка с бесчисленными люксами отелей, арендованными автомобилями, электронной почтой и сообщениями на автоответчике. Постоянные разъезды отдалили его от родной семьи, а свою он так и не создал…

При изучении современного американского рынка и его потребителей западные маркетологи выделяют две основные социальные прослойки покупателей: Generation X (рожденные в 1960-е - 70-е) и Generation Y (дети предыдущего поколения, основной возраст 15 - 25), обладающие совершенно разными вкусовыми предпочтениями, духовными приоритетами и представлениями об этических нормах. Наиболее ярко выразить социальную пропасть между отцами и детьми XXI века в кинематографе удалось нетипично удачливому режиссеру Джейсону Рейтману. Он, как никто другой, умеет правильно работать на практически любую целевую аудиторию, и его фильмы, по сути, представляют собой рекламу (или анти-рекламу) той или иной широкомасштабной индустрии: начиная от производства противозачаточных средств, сигарет, лоббирования суррогатного материнства, заканчивая якобы ненавязчивым промоушеном American Airlines и отелей Hilton.

На конфликте поколения X и поколения Y выстроены все успешные фильмы Джейсона Рейтмана: "Здесь курят", "Джуно", ну и, собственно, "Мне бы в небо". Если в яркой провинциальной драме про залетевшую старшеклассницу и ее отношения с отцом, мачехой и будущими приемными родителями основным сегментом была выбрана подростковая аудитория, то в оставшихся - обернутые в дорогие смокинги карьеристы. Ник Тэйлор из "Здесь курят" - отчаянный пиарщик табачной продукции, у которого растет сын, и Райан Бинэм, циничный юрист, чье призвание сообщать простому офисному планктону, что компания выбрасывает их на улицу - вынужден учить молодую девушку премудростям такой действительно мерзкой профессии - два типичных представителя американских потребителей, рожденных в 60-х: успешная продажа товаров и накопление бесконечных миль потихоньку заменяют простые общечеловеческие ценности. И, как следствие, два успешных карьериста в итоге сталкиваются с меняющейся на глазах системой потребления в сторону приоритетов молодых.

Рейтману-режиссеру всегда удается сорваться на актуал: "Thank You for Smoking" вышел, когда маркетинговая конкуренция достигла небывалых высот, и все чудеса американского PR-a были филигранно высмеяны сценаристами. "Джуно" 2007-го года за авторством стриптизерши Диабло Коди появилась точно в период непрекращающихся дискуссий по поводу подростковой беременности и доступности абортов, а навеянная причудами кризиса "Мне бы в небо" про сокращения штатов, уволенных сотрудников и кратковременные романы на фоне разрушающихся корпораций - так и вовсе вершина режиссерской наблюдательности. Довольно прямолинейно на примере героя Джорджа Клуни (который в этот раз был как никогда убедителен) Рейтман не только умело разбивает на корню идею онлайн-конференций, но и напоминает заработавшимся 40-летним американцам, что нельзя жить "налегке", за тобой всегда должен идти неподъемный бренный груз под обыденным названием "семья".

С точки зрения простого зрителя, "Up in the Air" - такая повзрослевшая версия самого легковесного творения маститого американского режиссера Пола Томаса Андерсона "Любовь, сбивающая с ног". Гоняющийся за призрачными воздушными милями Райан Бинэм - такой же неуверенный в себе меланхолик, как и Барри Иган в исполнении Адама Сэндлера, еще одна одинокая жертва непонятной мечты про сотни бесплатных перелетов. Оба фильма роднит какая-то завораживающая атмосфера холодных терминалов, душных офисов и обезличенных смс-переписок, причем в случае с рейтмановской трагимелодрамой холодные краски убогих бизнес-центров удачно контрастируют с калейдоскопичной красотой видов на высоте 12 000 тысяч футов, воздушной легкостью и чарующей традиционной самолетной кратковременностью.

Все-таки, Джейсон Рейтман - удивительный режиссер: ему удается говорить на такие серьезные темы, как внеплановая подростковая беременность или кристаллизация чувств благодаря техническому прогрессу с какой-то простецкой иронией и искрящимся оптимизмом. По сценарному руслу "Мне бы в небо" неспешно плывет по течению вниз: от серьезных офисных зданий, тяжелых разговоров об увольнениях, бизнесе и кризисе через блеклость пятизвездочных отелей к маленьким пригородным домикам, школьной романтике и детской наивности. В точности как эта рецензия.


Наверх