Экономика

24 ноября 2009, 09:00

Большой Камень и Фокино получили вторую жизнь

Суперсовременные верфи, заложенные в двух малых городах Приморья, станут залогом их успешного развития

Константин Сергеев 

Строительство двух ультрасовременных судостроительных верфей начнется в первой половине 2010 года. Обе суперверфи — проекты Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС) — филиала Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Производственные площадки будут оборудованы при участии крупных зарубежных инвесторов — сингапурского и корейского.

Победившая концепция

18 ноября Приморье посетил вице-премьер Игорь Сечин. В этот день заместитель председателя правительства побывал в открывающемся нефтепорте Козьмино и участвовал в закладке двух верфей — в поселке Дунай, который административно относится к ЗАТО Фокино, и в городе Большой Камень.

Положение двух судостроительных предприятий, находящихся на данных территориях — 30-го завода и "ДВЗ "Звезда", далеко не блестящее, в связи с отсутствием оборонного заказа. Ведь эти предприятия изначально были построены именно для строительства и ремонта подводных лодок, которых осталось в боевом строю ТОФ совсем немного. Программы конверсии производства осуществлялись неудачно из-за отсутствия необходимого финансирования. Кроме того, приморские рыбаки и грузоперевозчики предпочитали ремонтироваться за границей: там выходило дешевле, быстрее и часто качественнее. Сказывалось технологическое отставание отечественных предприятий, работающих на оборудовании полувековой давности.

При активной поддержке администрации края ОСК и приморские предприятия "оборонки" лоббировали на уровне правительства концепцию постройки здесь крупных современных верфей. На Дальнем Востоке России и в ближайших странах АТР существует большой спрос на рыболовные суда, сухогрузы, а в связи с развитием нефте- и газодобычи на океанском шельфе востока нашей страны — на нефтяные платформы и танкеры. Традиции судостроения в нашем регионе накоплены богатые, рабочие руки есть, причем хорошие. Квалификация дальневосточных судостроителей востребована повсюду: и на российских верфях, и на зарубежных.

Осенью 2009 года Владимир Путин побывал в Китае, где было заключено соглашение о строительстве верфи в бухте Чажма. А корейская компания Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME) проявила интерес к инвестициям в большекаменский завод. 

Фундамент под инвестиции

На закладке верфей, помимо вице-премьера Сечина, губернатора Дарькина, и. о. президента ОСК Романа Троценко, президента китайско-сингапурской компании Yantai Raffles Shipyard Ltd. Брайена Чанга, исполнительного директора DSME Нам Санг-Тая, присутствовали представители Минпромторга, Минобороны, Минэкономразвития, Минтранса, Минэнерго, Росрыболовства, Роснедр, "Совкомфлота", "Роснефти", "Лукойла", "Роснефтефлота", Внешэкономбанка, НЛМК, "Транснефти", "Сахалинского морского пароходства" и других крупнейших компаний.    

На верфи 30-го завода будет производиться буровое оборудование, основания для нефтяных платформ. Соглашение на строительство подписано между ДЦСС и сингапурским концерном Yantai Raffles. Объем инвестиций составляет $100-200 млн. На базе завода "Звезда" будет построена верфь для строительства танкеров, газовозов, буровых судов, плавучих заводов по производству сжиженного природного газа. Тут ДЦСС будет помогать DSME. Южнокорейские инвесторы направят на финансирование проекта порядка $200 млн.

Строительные площадки под верфи уже подготавливаются, идут земляные работы. Председатель совета директоров ОАО "НЛМК" Владимир Лисин присутствовал при закладке новых предприятий. Один из крупнейших производителей чермета в России рассматривает вопрос поставки материалов на стройки. Однако в течение двух лет, пока будут строиться новые верфи, заводы простаивать не будут — иностранные инвесторы намерены вложиться в их модернизацию. Заказы от отечественных компаний уже пошли: подписаны миллиардные соглашения со "Звездой" и 30-м заводом на постройку танкеров, нефтяных платформ и рыболовных судов. Еще более весомый "урожай" предприятиям предстоит снять в декабре, когда Приморье посетит  премьер-министр Владимир Путин и будут заключены окончательные контракты.   

На закладке верфи "Восток-Раффлс" в бухте Чажма вице-премьер Сечин представил президента сингапурской компании Yantai Raffles Брайена Чанга как создателя крупнейших в мире кранов для постройки судов: "Подписан контракт на поставку уникальнейшего сингапурского оборудования на нашу верфь. И если ваши краны, господин Чанг, пока поднимают грузы в 20 тысяч тонн, здесь вы построите такие, которые вытянут 25 тысяч!"

Несмотря на то что на улице было довольно холодно и ветрено, в такой же бодрой обстановке проходила закладка верфи под Большим Камнем. Как и в Чажме, Игорь Сечин вместе с корейским инвестором, вооружившись лопатами, заложили капсулу слоем бетона, а губернатор Сергей Дарькин водрузил поверх памятный камень. Между прочим, Сергей Михайлович тем самым продолжил дело своего отца, который строил завод "Звезда" в 1950-е годы. Большой Камень - малая родина приморского губернатора.  

В студеный ноябрьский вечер большекаменцы снимали на сотовые телефоны, как начинается новая жизнь родного города...

Факты и эмоции

Глава городского округа, председатель Думы ЗАТО Фокино Евгений Бочаров отметил закладку верфи как "событие, значимое для нашего города. Вложения в капитальное строительство, и судостроение в частности, на территории Фокино давно не производились. Речь идет о том, что уже в 2010 году на предприятии будет работать около 2 тысяч человек, а в перспективе — до 4,5 тысячи. Для 30-тысячного города это целиком решает проблему трудоустройства. Позитивное впечатление осталось от общения с инвестором, господином Чангом. Не часто увидишь капиталиста "с человеческим лицом" — это простой, отзывчивый человек. Город — визитная карточка завода, и Чанг готов помогать нам в решении не только экономических проблем, но и в вопросах благоустройства Фокино, например".

Генеральный директор ОАО "Звезда" Андрей Рассомахин тоже полон оптимизма: "Во время закладки верфи в Большом Камне руководитель ОСК Роман Троценко говорил о том, что город получил вторую жизнь. Это не преувеличение. Уже сейчас для предприятий в Дунае и Большом Камне сформирован пакет соглашений на строительство судов — порядка 5 миллиардов рублей, скоро будет заключен еще ряд контрактов. Давно наши заводы не привлекали столько заказов. Что касается трудоустройства, в Большом Камне в судостроительном производстве будет работать порядка 3,5 тысячи человек. Да, обыватели могут сомневаться, да и чиновники на местном уровне не всегда адекватно воспринимают действительность. Скажу так: есть твердое решение правительства, есть серьезное настроение партнеров. На закладке верфи люди не скрывали переполнявших их эмоций. Заметно было, что губернатор края Сергей Михайлович Дарькин очень рад. Ведь, по сути, вопрос будущего двух муниципальных образований Приморья — Большого Камня и Фокино — решен положительно".

Председатель комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам Законодательного Собрания края Галуст Ахоян в интервью "Н" отметил: "Строительство суперверфей — финансово емкий проект. Предприятия дадут рабочие места многим приморцам. Здесь будет выпускаться не сырье, а готовый продукт, притом востребованный на мировом рынке. Приятно осознавать, что в Приморье появятся предприятия современного технологического уровня. Ведь верфь — это не то, что новый цех по выпечке хлеба". 

Заместитель председателя приморского отделения общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" Юрий Корсаков обращает внимание на то, что "со строительством верфей возрождается традиционная для Приморья отрасль производства. Пока мы наблюдали только, как судостроение медленно гибнет. За большой экономикой получат заказы предприятия малого и среднего бизнеса, поднимется социальная сфера. Россия не должна быть сырьевым придатком, это четко прослеживается в позиции президента и правительства. Видно, что администрация края и губернатор продвигают действительно глобальные проекты, такие как саммит АТЭС, нефтепровод, судоверфи. Стратегические задачи выполняются".  

Метки: Дальневосточный завод "Звезда", Рассомахин, Сечин, Чажма

 

Другие новости рубрики

За подделку акцизов на алкоголь будут сажать в тюрьму на 7 летЗа подделку акцизов на алкоголь будут сажать в тюрьму на 7 лет
сегодня, 13:00
Новые изменения фактически приравнивают подделку акцизных марок на алкоголь к подделке денежных знаков
Во Владивостоке в июле пройдет второй "Восточный нефтегазовый форум"Во Владивостоке в июле пройдет второй "Восточный нефтегазовый форум"
вчера, 14:10
Российские нефтегазовые компании готовят проекты, направленные на увеличение поставок сырья на рынки АТР
Роскачество выявило фальсификацию сортов отечественного медаРоскачество выявило фальсификацию сортов отечественного меда
вчера, 13:20
В ведомстве также выявили наличие антибиотиков в продукте и его разбавление сиропами

Последние новости

В связи с ремонтными работами временно ограничат движение транспорта через железнодорожные переездыВ связи с ремонтными работами временно ограничат движение транспорта через железнодорожные переезды
сегодня, 15:20
Ограничения коснутся переездов в Надеждинском районе
Японские рыбаки бьют тревогу в связи с запуском ракет Северной КореейЯпонские рыбаки бьют тревогу в связи с запуском ракет Северной Кореей
сегодня, 14:00
Рыбаки провели внеочередное собрание
Морские пехотинцы на конкурсе "Морской десант -2017" преодолевают "Тропу выживания"Морские пехотинцы на конкурсе "Морской десант -2017" преодолевают "Тропу выживания"
сегодня, 12:20
В рамках второго этапа конкурса военнослужащие преодолевают "тропу" в составе штатных отделений

От первого лица

Самые популярные

Горячие обсуждения

19.06.2017 20:20

Все комментарии

Метки

авто администрация Владивостока Артем бюджет Владивосток выборы ГИБДД Дарькин депутаты детские сады дороги Дума Владивостока ЖКХ интернет кино Китай кризис Луч-Энергия Медведев милиция Приморский край прокуратура Путин Пушкарев Саммит АТЭС-2012 строительство суд убийство УВД футбол

Все метки