От первого лица

11 июля 2016, 12:20
Капитан дальнего плавания Виктор Щербатюк: Киты нужны России

Капитан дальнего плавания Виктор Щербатюк: Киты нужны России

В этом году исполняется 70 лет его служению рыбной отрасли

70 лет своей почти 85-летней жизни посвятил морю капитан дальнего плавания, китобой, доцент кафедры "Судовождение" Дальрыбвтуза Виктор Щербатюк, сообщает ЕНВ.

Родился он 85 лет тому назад на Украине. Когда Виктору исполнилось пять лет, мальчик через всю страну приехал на Тихий океан; во Владивостоке Щербатюк-старший выполнял важные заказы для строящегося военно-морского флота СССР. Сразу после ВОВ Витя Щербатюк связал свою дальнейшую биографию с профессией рыбака, которой остается верен до сих пор.

Китов полюбил я, наверное, с детства

- Жили мы в районе улицы Связи, недалеко от нынешней Школьной. Подростком, особенно в годы войны, облазил я все тамошние окрестности, особенно нас прельщала "запретная зона" "Дальзавода": обрезки металла, дерева – милое дело для мальчишеских рук.

В годы войны к причалу "Дальзавода" в районе Луговой небольшое судно иногда подводило загарпуненного кита. Его лебедками вытаскивали на берег. Кита окружали несколько человек с ножам на длинных ручках – и до темноты шла его разделка. Наша пацанва издали замечала в бухте судно с китом, и к  началу разделки мы были уже на месте. Нас незлобно отгоняли, но мы терпеливо ждали "вознаграждения". Когда десятки тонн китового сала и мяса увозились для столовой "Дальзавода" и реализации через заводские торговые точки, раздельщики кита бесплатно наделяли нас кусками свежего китового мяса и мы, довольные и счастливые, мчали домой. Так в десятилетнем возрасте я познакомился с результатами китобойного промысла, увидел настоящих китов. Судном-китобоем был бывший рыболовный сейнер, переделанный под китобойное  судно "Гарпун". Гарпунером на нем был никому тогда неизвестный Илья Коновалов, ставший позднее знаменитым советским гарпунером, гарпунером-наставником, Героем Социалистического Труда и депутатом Верховного Совета СССР.

Китов "Гарпун" добывал недалеко от Владивостока в заливе Петра Великого.

- Что происходило с "заработанным" вами мясом кита дальше, дома?

- Очень хорошо помню замечательный вкус китовых котлет, которые готовила моя мачеха. Именно котлет – столовые в войну готовили из китового мяса и супы, и жаркое, но в домашних условиях чаще и удачнее всего готовились именно котлеты с добавлением свиного сала, лука и специй. После окончания войны мне было предложено продолжить обучение в Мореходной рыбопромысловой школе юнг, которая располагалась  в поселке Рыбстрой на берегу бухты Находка. Эта школа юнг производила набор 13-15-летних мальчишек для обучения профессии моториста и судоводителя маломерного флота.

Одной из главных причин моего ухода в юнги являлось полное государственное обеспечение учащихся. В тот послевоенный период для многих родителей это стало реальной помощью и видимой перспективой хорошего профобразования для детей. А для ребят, потерявших в войну родителей, это был отличный шанс выжить, получить специальность, стать человеком.

Есть такая профессия – китобой

В 13 лет Витя Щербатюк уехал из Владивостока в еще не существующий город-порт Находка – учиться на морехода в школе юнг, на судоводительском отделении. Никакой морской романтики в школе Витя не увидел: ни белоснежных парусов, ни дальних морских походов в экзотические страны. На календаре 1946 год, послевоенная разруха, будущих мореходов разместили в едва начавшем строиться городе в бараках без коммунальных удобств.

- Нужды и неудобств хватало, но зато нам выдали ботинки - рабочие и выходные, форму рабочую и выходную и шинель. Мы носили настоящую морскую хлопчатобумажную робу! Я в ней два года ходил. А еще нам выдали трофейное немецкое нательное белье на трех пуговичках, Кормили преимущественно рыбой, но было и мясо. У школы были подсобные хозяйства в районе бухт Читауз и Читувай. Выращивали картофель, овощи, бахчевые, зерновые и бобовые. Держали корову, свиней и даже двух коз. Старшие парни оберегали нас, пацанов, как младших братьев. В 17 лет мне была присвоена квалификация "судоводитель маломерного судна до 20 регистровых тонн". За период учебы я прошел хорошую практику на рыболовном сейнере, морском буксире "Большевик", парусно-моторной шхуне "Нельма" (она называлось раньше "Наркомпрод Брюханов" и охраняла биоресурсы в водах Дальнего Востока).

- Когда же состоялась встреча с китами?

- После окончания школы в 1949 году я был направлен в "Далькитозвертрест", который объединял все дальневосточные китобойные и зверобойные суда, курильские береговые китобазы, китобазу в бухте Анна, китобойную флотилию "Алеут", а также транспортные и вспомогательные суда. Меня направили матросом 1 класса  на китобой "Пурга", затем на однотипный "Буран" 2-й Дальневосточной китобойной флотилии. Эти бывшие тральщики, переданные СССР по "ленд-лизу" из США в период ВОВ, добывали китов в районе Курильских островов для переработки на береговых заводах Курил.

Причем кондиции и состояние туши кита жестко проверялись перед переработкой ветеринарным врачом. 

Работа на китобойце дала мне отличную морскую и профессиональную практику. Но если уж ты  попал на дорогу с односторонним движением, то двигаться нужно только вперед, по восходящей: судоводитель маломерного судна до 20 рег. тонн, судоводитель маломерного судна до 200 рег. тонн, штурман малого плавания, капитан малого плавания, штурман дальнего плавания и, наконец, капитан дальнего плавания.

В 1951 году я снова пошел учиться в Рыбопромысловую мореходную школу, прошел практику на баркентине "Юнга", на транспортном судне "Молния",  рыбокомбинате "Лососина" в Совгавани, на СРТ-396, на котором специалистами ТИНРО осуществлялась разведка промысловых районов и объектов промысла в Охотском море, а также возможных мест размещения рыбообрабатывающих береговых баз.

Последний год учебы завершился военной стажировкой на  десантных кораблях ТОФ в должности военного штурмана. В 1954 году после сдачи госэкзаменов я получил квалификацию штурмана малого плавания морского торгового флота.

В морях мои дороги

Несколько десятков лет Виктор отдал морю – дорос до капитана китобойного судна "Ретивый", работал старшим помощником капитана плавбазы "Советская Россия", начальником мореходного училища в Невельске на Сахалине.

- Кит был многие-многие годы востребован экономикой и пищевой промышленностью Советского Союза не только как источник мяса для звероводства. Из сала морского млекопитающего делали взрывчатку, свечи, использовали в косметике и парфюмерии. В 50-60-е китовое мясо задешево продавали населению, причем в Приморье и на Дальнем Востоке СССР оно пользовалось спросом. Огромные объемы кита уходили на экспорт, много китятины шло на удобрения, корм для птицефабрик и пушного зверя. Китобой по праву считался настоящим профессионалом моря – ходили мы за добычей далеко от Родины, даже в Антарктику. В 1962 году я принял в качестве капитана китобоец "Ретивый" отечественной постройки. На  "Ретивом" я провел промысловую навигацию 1962 года в районе Курильских островов, добыв около 200 кашалотов,  сейвалов и финвалов 18-20-метровой длины и доставив их на береговые комбинаты.

- 200 китов в год один китобоец?

- Не в год, а за "охотничий период", что составляет около 200 дней в году. Судно нужно подремонтировать, экипажу требуется отдых, так что весь год бить китов не получается. Да и удача может отвернуться: то 3-4 "хвоста" за день добудешь, то одного упустишь.

Сегодня можно часто слышать рассуждения о целесообразности китобойного промысла, что это есть уничтожение, истребление, убийство,  китов и т.п. Но если включить разум - добыча китов по сю пору частично решает проблему питания значительной доли населения Земля, хотя голод по прежнему ежегодно уносит около 25 млн. жизней людей.

Добычей китов люди занимались издревле, и это было относительно незаметно, пока не появились специальные китобойные суда, затем плавучие китобазы и, наконец, китобойная пушка. В нашей стране промышленный китобойный промысел начался в 1932 году на Дальнем Востоке с введением в эксплуатацию китобойной флотилии "Алеут" в составе одноименной плавучей базы и китобойных судов "Трудфронт", "Энтузиаст" и "Авангард". Затем появились 2-я ДВ китобойная флотилия, Антарктическая китобойная флотилия "Советская Россия", китобойные флотилии "Владивосток" и "Дальний Восток". В Антарктике также работали отечественные флотилии "Советская Украина", "Слава" и "Юрий Долгорукий". Таким образом, мы, равно как и другие страны, имеющие такие возможности, не один десяток лет решали свои экономические интересы.

Могли бы решать и сейчас, когда в стране остро ощущается нехватка доступного для народа мяса; когда меховые изделия везут к нам из-за кордона – ведь практически все зверофермы страны выживали потому что прикармливали лису, песца, норку китовым мясом; наши парфюмеры задорого закупают китовый спермацет у забугорных барыг.

Кстати, китов продолжают бить не самые бедные страны – та же Япония. 

При разделке китов на переработку идет все. Регулярно на материк транспортами отправлялась готовая продукция: жир  пищевой, жир технический, мясо пищевое и кормовое мороженое, мука кормовая, усы и зубы на поделки.

Причем охота на китов шла под контролем мирового сообщества - отчеты о каждом добытом нами ките направлялись в единый центр учета этих морских животных в Норвегии.

К тому времени в Антарктике начала работу китобойная база "Советская Россия", куда перевели и меня. Это было оригинальное судно длиной около 220 метров, а его производственные мощности позволяли обработать за сутки 75 китов общим весом около 4000 тонн. На судне имелся кинозал, библиотека, столовая, две кают-кампании, лазарет и т.д. Четкую работу  обеспечивал экипаж квалифицированных специалистов из 560 человек.

Здесь я проработал до 1970 года в должности старшего помощника капитана. Работа была любимой, но хлопотной: в ремонте я старался прибыть на борт к 7 часам утра, в море бодрствовал с 4 часов утра.

- Что стало яркими эпизодами морской биографии того периода?    

- Конечно, при заходах в зарубежные порты удивляло обилие недорогой бытовой техники, доступной всем: радио, телевизоры, магнитофоны, радиолы. Фотоаппаратура попадалась на глаза классная.

Но была еще и собственная гордость. Прежде всего, памятны первые наши стоянки в портах Монтевидео, Сингапуре и особенно, в Сиднее. Представляете, казалось, что русских там до наших заходов не видели вообще. За период стоянки в течение недели в порту  Сидней "Советскую Россию", например, с экскурсиями посетило по данным местных СМИ, свыше 100 тыс. человек. Многие не могли поверить, что они находятся на борту промыслового судна – нас считали переодетыми военными.

- Почему?

- Выглядели мы все по большей части здоровски: крепкие мужики с короткой стрижкой в аккуратной спецодежде или форме. В море, на китобойный промысел набирали только здоровых духом и телом людей. Моряк также должен был обладать определенной силой, и не только воли,  стараться не позволять эмоциям побеждать разум. Особые требования предъявлялись при формировании Антарктической китобойной флотилии "Советская Россия", которая уходила в море минимум на девять месяцев.

- Что привлекало людей на китобои?

- Нас считали элитой рыбацкого клана. Китобои регулярно заходили в иностранные порты, получали и тратили там валюту на приобретение неведомых советским людям товаров. Я, например, привозил технику, отрезы хорошего материала (жена из него отлично шила), обувь для ребенка на вырост, одежду для семьи – как все члены экипажа, кстати. Валюту можно было не тратить, а копить и купить на нее какие-либо товары в "Альбатросе". Конечно, заработки наши были выше среднего по стране и даже всей рыбодобывающей отрасли – и это было великим плюсом.

После трех длительных рейсов моряк имел право на годичный  отпуск – с ним суммировались неиспользованные в море праздничные и выходные. Комфортные условия работы и жизни, хорошие бытовые условия, большой коллектив – тоже привлекали людей.

- Были ли минусы?

- Большие заработки толкали часть экипажа на путь запрещенной тогда в СССР "коммерции" - случаи контрабанды бывали, конечно.

Обычная сеточка для волос, помните в кинофильме "Бриллиантовая рука" в такой спит герой актера Андрея Миронова?! В стране этого добра почти не производили, цена – копейки. Брали их в Японии оптом, прятали  сотнями, в Приморье сдавали знакомым барыгам по рублю за штуку. Во Владивостоке такая сеточка стоила на барахолке три рубля. Однажды таможня нашла в одной из кают матрац, собранный из капроновых косынок (не на нашей флотилии) – тоже был дефицит будьте нате. Везли и порнографию: газеты, журналы, буклеты.

Если такое случалось – мне как старпому нужно было срочно вычислить "хозяина" контрабанды – иначе она становилась "бесхозной", а штрафные санкции обрушивались на весь экипаж.

40 лет перед партами

В 1967 году Виктор Павлович Щербатюк ушел на берег, в 1970 году получил высшее образование с квалификацией инженер-судоводитель. Институт предложил опытному рыбаку-китобою работу – и пройдя по конкурсу на замещение должности доцента, он переводом был зачислен в штат втуза. Читал лекции по теории и устройству судна, был завкафедрой морского дела.

В 1972 году возглавил мореходное  училище в  городе Невельске на Сахалине, затем возвратился в "Дальрыбвтуз", где уже более сорока лет читает лекции по морскому праву и безопасности судоходства. Щербатюк регулярно на борту ПУС "Паллада" выходил в море в качестве руководителя курсантской практики, дублера капитана, капитана-наставника. В настоящее время продолжает свою трудовую деятельность на кафедре "Судовождение" в должности доцента.

В этом году исполняется 70 лет его служению рыбной отрасли.

Метки: День Рыбака, китобой

 

Другие новости рубрики

Кристина Разуваева: SMM-специалисту необходимо понимать, с чем и кем он работаетКристина Разуваева: SMM-специалисту необходимо понимать, с чем и кем он работает
19 июня 2017, 13:30
Руководитель службы социальных сетей ЦСИ "Чёрный куб" раскрыла механизм работы в социальных сетях
Андрей Коркунов: Мы вышли из проектов по всей России и сосредоточились на работе в ПриморьеАндрей Коркунов: Мы вышли из проектов по всей России и сосредоточились на работе в Приморье
13 июня 2017, 11:10
Генеральный директор строительной компании "Жилкапинвест" рассказал, почему московская компания вплотную занялась строительством жилья во Владивостоке
Татьяна Вшивкова: Некоторые чиновники в Приморье висят на волоскеТатьяна Вшивкова: Некоторые чиновники в Приморье висят на волоске
15 мая 2017, 09:00 2
Биолог рассказала о вырубке деревьев в парке Академгородка, угольной пыли в Находке и экологии Приморья

Последние новости

Северная Корея отвергла обвинение о бесчеловечном обращении с американским студентомСеверная Корея отвергла обвинение о бесчеловечном обращении с американским студентом
24 июня 2017, 14:00
Отто Вомбиер умер спустя несколько дней после того, как вернулся домой после года заключения в северокорейской тюрьме
Началась подготовка ко второй очереди строительства на СК "Звезда"Началась подготовка ко второй очереди строительства на СК "Звезда"
24 июня 2017, 13:50
В перечень мероприятий очереди входит строительство сухого дока и достроечных цехов
Суд не признал фильм центра Рерихов экстремистскимСуд не признал фильм центра Рерихов экстремистским
24 июня 2017, 13:40
Почти год назад Минкультуры России отозвало прокатное удостоверение на фильм "Зов Космической эволюции"

От первого лица

Самые популярные

Горячие обсуждения

19.06.2017 20:20

Все комментарии

Метки

авто администрация Владивостока Артем бюджет Владивосток выборы ГИБДД Дарькин депутаты детские сады дороги Дума Владивостока ЖКХ интернет кино Китай кризис Луч-Энергия Медведев милиция Приморский край прокуратура Путин Пушкарев Саммит АТЭС-2012 строительство суд убийство УВД футбол

Все метки